В чем преимущества и недостатки железобетонных шпал?

Шпалы, как строительный материал, обладают множеством достоинств: не подвержены гниению и устойчивы к высокой влажности, обеспечивают хорошую теплоизоляцию, в шпалах не заводятся насекомые вредители и грызуны, это долговечный и надежный материал.

Возведение бани

Пришло время рассмотреть непосредственно последовательность действий по возведению бани из шпал.

Стоит придерживаться ряда предложенных рекомендаций:

  1. Первым делом приобретаем материал. Для сооружения бани понадобится приобрести где-то сотню качественных, то есть крепких, шпал.
  2. После закладки фундамента и последующего его застывания укладываем гидроизоляционный слой. Для этого поверхность бетона смазывается жидкой битумной мастикой, а уже сверху укладывается два слоя рубероида.
  3. Теперь производится укладка стартового венца из шпал. Первый ряд должен быть уложен на рейки, благодаря которым шпалы не будут касаться фундамента.
  4. Каждый последующий ряд шпал скрепляется с предыдущим посредством шипового соединения. Зазор между первым рядом и фундаментом задувается строительной (монтажной) пеной.
  5. Поверх первого венца стелют утеплитель, в качестве которого может служить пакля, мох, джут, и иные материалы, которые обычно используются в качестве конопатки сруба.
  6. На утеплитель производят укладку последующего венца. Крепление применяется по способу «паз-шип», однако специалисты советуют прибегать к дополнительному нагельному соединению. Осуществляется оно путем прорезанием отверстий в шпалах на противоположных концах для крепления нагелей.

В заключение

И тогда баня прослужит очень длительное время, не один десяток лет, сохраняя тепло и уют даже в самое холодное зимнее время.

Основание из ЖБ шпал

Как и в первом случае из этого материала можно выполнить два вида оснований – свайное и ленточное.
Использование железобетонных шпал при обустройстве свайного фундамента с ростверком, позволит построить коттедж или дом из любого материала, с большим удельным весом.

Характеристики и размеры железобетонной шпалы

Важно! Для строительства лучше приобрести сваи, бывшие в употреблении, так как пропитка, которой защищают бетон от неблагоприятных условий окружающей среды может негативно сказаться на здоровье.
Стоит, отметит, что в отработанных шпалах со временем вредные компоненты пропитки испаряются, да и стоит материал б/у намного дешевле нового

Креозот

Креозот — продукт сухой перегонки дерева или каменного угля, жидкость от черно-бурого до черного цвета, довольно хорошо растворим в воде. В отличие от пихтового масла при добавке креозота происходит значительное ускорение реакции, почему его хорошо применять при обработке плохо растворимых пород.

Креозот, или 4 6-динитро-о — крезол, — очень эффективный репеллент, препятствующий перелету клопов Btissus leucopterus leucopterus с хлебных злаков на кукурузу. При обработке креозотом почвы между культурами он обеспечивает хорошую защиту культуры при минимальном загрязнении или нарушении окружающей среды.

Креозот ( древесный креозот) представляет собой смесь фенолов, главным образом крезолов и гваякола, получаемую из дегтя, который образуется при сухой перегонке букового дерева.

Креозот ( сырая смесь ароматических углеводородов с небольшой примесью гомологов фенола и нафтола) менее активен, чем большинство синтетических пестицидов, но дешев и поэтому может применяться в больших дозах. Лучшие результаты дает пропитка под давлением или при переменном нагревании и охлаждении. В хорошо пропитанной древесине содержится несколько процентов масла. Причина применения дешевого, но малоактивного пестицида в больших дозах объясняется следующим: адсорбционная способность древесины настолько высока, что очень сильный препарат, но в малых дозах не обеспечит защиты глубоких ее слоев.

Креозот вызывает ожоги, поражение слизистых оболочек, а при отравлении — сильные боли в подложечной области, рвоту и коматозное состояние. Моча оливково-зеленого цвета, на воздухе чернеет.

Креозот — желтоватая маслянистая жидкость, нейтральной реакции; характеризуется сильными антисептическими свойствами.

Креозот должен храниться в железных бочках с обручами и с пробкой на резьбе.

Креозот, гвайякол и карвакрол легко изменяются окисляющими веществами. Пикамар и капномор при действии азотной кислоты дают, между прочим, щавелевую кислоту, а цедрирет, по Рейхенбаху, есть продукт окисления какой-то части древесного дегтя.

Креозот, получаемый при пиролизе каменного угля, желто-зеленая вязкая жидкость; содержит нафталин и антрацен; применяется как фунгицид, флотореагентПрименение креозота аналогично применению гваякола. Ранее его широко использовали при лечении туберкулеза, а в настоящее время он применяется главным образом при инфекциях органов дыхания, например при бронхите.  Применять креозот и пен-тахлорфенол для защиты конструкций жилых зданий не допускается.

В чем достоинства и недостатки такого материала

В гараже из шпал всегда сухо и тепло.

Если применять шпалы в строительстве, то лучше использовать их для устройства фундамента, а не для стен гаража. Причина – вредные испарения, которые выделяются при повышении температуры.

Шпалы обрабатывают креозотом – это канцероген, который постоянно испаряется с поверхности шпал. Помните специфический запах вокзала и железнодорожных путей? Это испарения креозота.

Что успокаивает – креозот выветривается со временем, поэтому старые шпалы дают намного меньше испарений.

Чтобы исключить вредные испарения стены гаража можно дополнительно покрыть защитной отделкой. Например, слоем полиэтиленовой пленки и листами гипсокартона или оштукатурить по малярной сетке с последующей покраской.

Обязательно нужно обработать шпалы антипиреновой пропиткой — так как креозот загорается моментально.

В каких случаях целесообразно возведение фундамента из шпал

Перед тем как принять решение использовать этот материал при строительстве основания, нужно учесть некоторые нюансы, которые могут сыграть важную роль в постройке основы:

  1. возможность недорого купить уже отработавшие свой срок шпалы по недорогой цене;
  2. транспортировка и доставка материала на участок, если шпалы находятся далеко от места строительства, то перевозка и расходы на транспорт могут свести вашу экономию к нулю;
  3. строение, устанавливаемое на фундамент из деревянных шпал, должно быть небольшим и легким;
  4. обустройство фундамента будет производиться самостоятельно, без привлечения сторонней рабочей силы.

Из шпал своими руками можно обустроить классические виды основания, при этом оно будет надежным и долговечным, при условии соблюдения технологий строительства. Также у каждого застройщика есть выбор соорудить фундамент из железобетонных шпал или выбрать деревянные, все зависит от бюджета строительства.

Процесс монтажа фундамента из ЖБ шпал

Некоторые опасаются использовать деревянные шпалы из-за креозотовой пропитки, которая делает древесину долговечной и не подверженной гниению. Эта пропитка имеет неприятный запах и является ядовитым веществом. Но этого опасаться не нужно, так как за долгие годы нахождение на воздухе в конструкции железных дорого, погодные условия делают свое дело, и запах выветривается, как и ядовитые свойства креозота. Существенным плюсом является и то, что шпалы под фундамент можно получить совершенно бесплатно, при ремонте ЖД полотна – как отработанный свой срок материал.

Так выглядят отработанные железобетонные шпалы

Кроме этого, можно соорудить фундамент своими руками, так как материал не требует специальной обработки и довольно прост в применении. Достаточно иметь одного помощника, который будет перетаскивать с вами шпалы с места на место, и помогать в укладке материала в траншею для фундамента.

Дом из шпал

Построить дом можно из многих стройматериалов. В сказке про лису и зайца, как мы помним из детства, построил заяц себе избушку лубяную, а лиса ледяную. К сожалению, ледяная избушка растаяла. Поэтому, нам лучше строить из надёжных строительных материалов, которым не страшен ни зной, ни холод. И как сегодня выяснилось в очередной раз, я про землетрясение в японии, в домах из дерева жертв меньше, потому что дерево относительно лёгкий строительный материал, нужно предусматривать по возможности всё. К такому материалу относится дерево. В деревянном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому дерево(шпалы) один из таких материалов, который намного практичнее, и безопаснее, а жизнь это то что стоит береч.

Шпалы раньше тоже делали только из дерева. Сейчас правда стали использовать бетоные в основном.  Для долговечности деревянные шпалы обрабатывают креозотом,  таким образом, защищая древесину от гниения и
порчи разными паразитами.  Но для постройки дома, подходят только шпалы, долгое время пролежавшие на свежем воздухе и которые не пахнущие креозотом.

При возведении стен,  первый ряд шпал нужно закрепить на фундаменте болтами. Предварительно, еще при заливке фундамента, необходимо вмонтировать болты.  Диаметр крепёжных болтов приблизительно 40 мм, расстояние между ними достаточно около метра.  Сами шпалы лучше просверлить после того как болты укрепятся в фундаменте. Сделать это не составит большого труда. Разметить точнее место сверления можно, если приложить шпалу к фундаменту и напротив болтов отметить места сверления. Но при этом нужно обязательно учесть, отклонения болтов от центра фундамента. Иначе у вас отверстия в шпале не совпадут с болтами. Такое крепление первого ряда придаст дому достаточную устойчивость и прочно закрепит стены и весь дом на фундаменте.

После того как был закреплён первый ряд шпал, можно продолжать возводить стены, закрепляя последующие ряды металлическими скобами. Также придаст дополнительную жесткость дому, последующая обвязка дома металлической полосой по диагоналям. Стальная полоса должна быть достаточно прочной, примерно шириной 20 мм и толщиной 4 мм или  30 мм и 4 мм. Стальную полосу нужно просверлить, так, чтобы вбитый гвоздь или саморез не находился на краю шпалы, а крепил полосу надёжно.

При возведении стен из шпал, необязательно располагать их всегда лёжа. Если нужно, то шпалу можно расположить вертикально. В некоторых случаях это намного упростит и ускорит возведение стен. Особенно в тех случаях, когда стена разделяется окном или дверным проёмом и нужно вставлять относительно короткие куски шпал. Тогда целесообразнее вместо того, чтобы разрезать шпалу на куски,  достаточно поставить шпалу вертикально. При строительстве из кирпичей, верхний проём окна или двери нужно укреплять бетоном или металлом, иначе некуда будет класть кирпич. В нашем случае шпалы решают эту проблему, мы просто продолжает класть следующий ряд шпал и проём готов. Укрепление углов дома нужно выполнять с особой тщательностью, можно использовать опыт строительства деревянных домов. Или поручить выполнить углы специалисту. Сделать углы ровными и прочными одновременно, непростое дело и не каждому оно по плечу. Стены после окончания строительства обивают дранкой и штукатурят.

Практическая эксплуатация домов построенных таким способом показала, что они очень хорошо выдерживают землетрясения. По сравнению с кирпичными и домами из железобетонных конструкций в доме из шпал, во время землетрясения вся ваша семья, будет находиться в наибольшей безопасности. Ещё из плюсов можно назвать, это то, что дом получается тёплый и сухой, а атмосфера в нем благоприятная для проживания.

Конечно, здесь я рассказываю не всю технологию постройки дома из старых шпал. Эта статья дает возможность понять идею подобного строительства. О некоторых тонкостях постройки дома из шпал я расскажу в следующих статьях. Приходите к нам в интернет магазин «Строй-плюс» выбирайте стройматериалы,  читайте наши статьи и задавайте вопросы. Мы всегда рады видеть вас у себя.

Как сделать фундамент из шпал своими руками монтаж ростверка

В структуре фундамента шпалы чаще всего используются в качестве балок горизонтальной обвязки (ростверка).

Ну а само строительство фундамента, в данном случае, выполняется по следующей схеме:

  1. Под основание роется котлован или траншея, глубина которой равняется 40 сантиметрам.
  2. На дне отрытой траншеи с шагом 1,35 или 2,7 метра высверливаются шурфы под вертикальные опоры. Для обустройства таких колодцев можно использовать ручной бур, диаметр которого равен 30-40 сантиметрам. Глубина бурения, в данном случае, определяется индивидуально, но не может быть меньше 1-1,25 метра.
  3. В шурфы вводится свернутый в рулон рубероид и арматурный каркас (четыре вертикальных штыря с горизонтальной перевязкой, смонтированной с шагом в 30-40 сантиметров). После чего в шурф заливают бетон или песчано-цементную смесь.
  4. Обустроив опоры можно заняться ростверком. Для этого нужно дождаться полного отвердения опор и уложить на них концы шпал. Если опоры монтировались с шагом в 2,7 метра, то шпала ляжет на две опоры. А если шаг был равен 1,35 метра, то под шпалой будут три опоры. Последний вариант применяют при сооружении блочных гаражей или сараев. Первый вариант используют в качестве основания под малые архитектурные формы или каркасные конструкции.

Необходимо отметить, что фундамент из деревянных шпал строится по такой же схеме. То есть, ростверк, можно собрать не только из железобетонных, но и из деревянных  балок.

Использование шпал при сооружении ленточных оснований

Кроме того, используя шпалы под фундамент блочного или кирпичного строения, можно применить не только технологию сборки балочного ростверка на заливаемых опорах, но и несколько иной вариант обустройства, предполагающий сооружение полноценного ленточного фундамента.

И этот процесс выглядит следующим образом:

  1. На участке роется стандартная траншея под ленточный фундамент. Ширина траншеи не должна превышать двойной ширины шпалы.
  2. После завершения земляных работ на дно траншеи подсыпают 10-сантиметровую подушку из гравия и 25-40 сантиметровую подушку из песка. После чего глубина траншеи должна равняться 40-50 сантиметрам – этого будет достаточно для обустройства двух или трехслойной кладки из шпал.
  3. Стены и дно траншеи выкладывают гидроизоляционной пленкой, поверх которой кладут шпалы, укладывая их стопкой, друг на друга. При этом надо позаботиться о перевязке, расположив элемент из верхнего слоя на двух нижних шпалах, расположенных по соседству (он должен закрыть вертикальный стыковочный шов).
  4. После завершения укладки шпал в свободное пространство заливается песчано-цементный раствор.

Цокольную часть фундамента, в данном случае  выкладывают из кирпича или бетонных блоков. И, разумеется, такая технология предполагает использование только железобетонных шпал. Изделия из дерева, в этом случае, можно употребить на строительство стен или монтаже цокольного перекрытия.

Виды деревянных шпал. Почему дерево продолжает оставаться лучшим материалом для производства шпал?

Шпалы – это горизонтальные опоры, которые позволяют располагать рельсы на одинаковом расстоянии друг от друга

Между тем, сохранение означенного расстояния критически важно

Приобрести шпалы деревянные по доступной цене Вы сможете на В данной публикации подробно разберём положительные стороны использования деревянных шпал.

Материалы, которые используются для производства шпал

Сегодня шпалы производятся из различных материалов:

  • дерево;
  • металл;
  • пластик и т.д.

Нужно отметить, что несмотря на значительное развитие промышленности, шпалы из дерева продолжают оставаться наиболее предпочтительными в использовании. Ведь они обладают всеми необходимыми техническими параметрами и стоит максимально доступно.

Можно разделить деревянные шпалы на следующие классы: обрезные, полуобрезные, необрезные.

Среди минусов использования деревянных шпал можно отметить лишь один. Они загнивают в местах сочленения с рельсами. Однако существует простой способ избежать этой проблемы – применение антисептических растворов.

Древесина, которая используется для шпал

 

В России подобной древесиной считается сосна. Дело в том, что это наиболее распространённая древесина, а значит максимально дешёвая. В западных странах для производства шпал могут так же использоваться кедр, клён и даже эвкалипт.

Главное свойство, которым должны обладать шпалы из дерева – пластичность. При проходе поезда по рельсами, они должны удерживать последние на одинаковом расстоянии друг от друга.

Однако в случае использования жёсткого металла вместо дерева, в нём будет возникать вибрация (злокачественная). Дерево же без проблем гасит вибрацию. Точнее она проходит через него, но не оказывается негативного влияния.

Единственное, на что следует обращать внимание – это локальное подгнивание дерева. Если означенное произошло, настоятельно рекомендуется осуществить замену шпалы на новую

Меньше всего гниёт необрезные шпалы. Однако они значительно сложнее в монтаже. Не получится в течение десяти минут произвести их замену. Между тем, в Европе активно внедряются пластиковые шпалы. Они долговечнее деревянных, но и значительно дороже.

Несмотря на это в долгосрочной перспективе (десятки лет) они оказываются более практичными.

В видео будет продемонстрировано, как делаются шпалы сегодня:

ЖТК

Вот чем обрабатывают шпалы железнодорожные, когда хотят, чтобы в процессе их эксплуатации нагревающаяся древесина не выделяла в атмосферу канцерогены. Аббревиатура расшифровывается просто – жидкость термоконденсационная. Это нефтяной продукт, похожий на масло, выпускающийся по запатентованной технологии. Данное средство напрямую поставляется заводам-производителям элементов ВСП, в открытом доступе его нет.
Преимущества:

  • продление срока службы опорных конструкций до 20 лет;
  • защита без образования липкого слоя на поверхности, без сгустков и уплотнений – гладкость профиля не нарушается;
  • отсутствует запах, цвет дерева практически не меняется (лишь немного светлеет, что не ухудшает визуальное впечатление);
  • не токсично, не выделяет в атмосферу вредных веществ, а значит не способствует появлению онкологических заболеваний.

Эти плюсы и обуславливают широту использования ЖТК.
Итак, мы выяснили, чем пропитаны шпалы ЖД-путей, а теперь давайте посмотрим, как именно (то есть в какой последовательности) их обрабатывают при выпуске.

Средний срок службы после обработки деревянных шпальных опор

Это время достигает 15-20 лет, а при отсутствии повреждений полотна пути даже превышает данный показатель, и это для всех видов опорных конструкций, которые могут быть обрезными, то есть с пропилами всех четырех сторон, полуобрезными (уже только три поверхности) и необрезными (пропилены частично или только с противоположных концов).

Как построить дом из шпал своими руками. Пошаговая инструкция на фото Выбор шпал для строительства

Железнодорожные шпалы пропитывают креозотом для того чтобы они дольше служили и не портились под влиянием атмосферных явлений и в земле. Креозот токсичен. Поэтому можно приобретать только шпалы, которые использовались уже на протяжении 50 лет. За это время креозот со шпал выветривается и уходит в землю. Они будут более безопасны для здоровья, и иметь меньшую стоимость. Также при выборе шпал нужно знать, что они бывают со сквозной пропиткой и с частичной. Для постройки жилых домов, стоит выбирать последние.

Покупать шпалы лучше в ближайшем отделении, занимающимся ремонтом железнодорожных путей. Так как цена на этот материал у перекупщиков завышена в 2-3 раза.

Делаем фундамент

Первым этапом строительства дома является заливка фундамента. Можно сделать ленточный фундамент по всему периметру, или столбчато-ленточный. В фундамент следует закрепить крепежные болты.

Строим стены дома

Когда строительство фундамента подошло к концу, можно приступать к стенам.

Строить стены нужно с учетом таких правил:

  1. Деревянные шпалы следует укладывать широкой стороной, так они будут лучше держаться и образовывать меньше зазоров, ну и конечно, дом получится теплее.
  2. Первый ряд брусьев укладывается на гидроизоляционный слой и крепится на закрепленные в фундаменте болты.
  3. Каждый ряд шпал улаживается на утеплитель. Это может быть: стекловата, пакля, глина с соломой.
  4. Каждый последующий ряд крепится к предыдущему металлическими шпонками или штырями. Делают это на расстоянии 50-70 см. от концов. Для этого, просверливают обе шпалы, затем в нижней фиксируют шпонку и нанизывают верхнюю, уплотняя конструкцию кувалдой.
  5. Углы, каждых 2-3 рядов, укрепляются металлическими угольниками. А для придания жесткости всей конструкции, на обе стороны стены, прикрепляют по диагонали стальные полосы.
  1. Укладывая шпалы, нужно по внутренней стороне стены, проверять по уровню и отвесу.
  2. Концы шпал соединяют между собой в «шип» и фиксируют скобами, утеплив паклей.

Когда укладка стен практически закончилась, необходимо продумать и вмонтировать крепежные элементы для строп.

Возводим крышу дома из шпал

Крыша у такого дома ничем не отличается от других. Самым бюджетным вариантом будет шиферная крыша. Между верхним рядом брусьев и крышей, необходимо проложить слой гидроизоляции и утеплителя.

Закончив с крышей, можно переходить к установке окон и дверей, укладке пола.

Внутренние отделочные работы в доме из шпал б/у

Отделочные работы внутри дома нужны не только для создания эстетичного вида, но и для того чтобы предотвратить проникновение паров креозота в дом.

Для изоляции используется полиэтиленовая пленка. На нее крепится обрешетка и гипсокартон.

Внешняя облицовка стен из шпал

Внушений вид шпал оставляет желать лучшего. Поэтому с внешней стороны их лучше прикрыть. Так как мы имеем дело с вредным веществом, которое все время испаряется, облицовка должна «дышать». Поэтому для утепления применяем минеральную вату, а в качестве облицовочного материала – сайдинг (виниловый или металлический).

Классификация по типам

В современной стандартизации деревянные шпалы классифицируются по следующим признакам:

  • форме изготовления (обрезная, полуобрезная, необрезная);
  • качеству;
  • наличию пропитки (пропитанная или непропитанная);
  • сфере применения

По первому признаку деревянные шпалы могут иметь дополнительный признак. К нему относятся так называемые глубоко наколотые брусы. На поверхности такая железнодорожная шпала имеет специальные насечки, которые способствуют более глубокому проникновению антисептической жидкости. По качеству деревянные шпалы выпускаются двух сортов. Изделия первого сорта применяются на наиболее важных участках дороги. Шпалы второй сорт устанавливают на второстепенных путях.

По третьему и четвёртому признаку деревянные шпалы делятся на типы. 1-ый тип используется для главных путей первого и второго класса. Их разрешается применять для путей третьего класса с грузонапряжённостью превышающей 50 млн. т×км брутто/км. Обычно это шпала пропитанная тип 1. 2 тип разрешён для установки на главные пути третьего и четвёртого класса, подъездных и сортировочных путей. Третий тип применяется для любых путей пятого класса.

Зачем утилизировать шпалы?

Важно! Вопрос утилизации железнодорожных опор остро стоит сегодня в России. Отслужившие шпалы нуждаются в захоронении, как промышленные отходы, на специализированных полигонах

Однако отведенные для этого площади уже переполнены. Деревянные опоры, пропитанные креозотом, ацетоном и другими антисептиками, приходится складировать в неположенных местах, что, безусловно, наносит урон всему живому. Также по этой причине предприятиям-владельцам жд шпал выписывают штрафы экологические службы. Поэтому важно прибегать к методам утилизации и переработки разных видов жд опор, решающим проблему их излишнего накопления и являющимся альтернативным способом производства энергии и вторсырья. Утилизацией и переработкой изношенных опор занимаются специальные предприятия с соблюдением правил техники безопасности.

Бетонирование

Схема бетонирования опор. Способ установки опор с помощью бетонирования начинается с рытья ямок, в которые заливают бетонный раствор. Бетонирование различают двух видов:

  • простое, которое используется на грунтах с оптимальным уровнем влаги;
  • с применение щебня, которое актуально в слабых почвах и в местах с высоким уровнем вод.

По технологическому процессу бетонирование бывает: частичное и полное. Частичное бетонирование заключается в монтаже опоры в землю и частичном заполнении лунки цементным раствором. Этот способ более экономичный и используется при малых нагрузках. Полное бетонирование применяется для ограждений с большими нагрузками. Технология полной заливки бетоном заключается в укладке десятисантиметровой песчаной подушки и установки опалубки. Далее подготовленная форма заливается раствором из бетона и уплотняется, что позволит убрать воздух из смеси. Спустя месяц бетон высыхает и становится пригодным для установки столбов. Технология полного бетонирования обеспечивает конструкцию устойчивостью к перепадам температур и атмосферным осадкам.

Плюсы

Бетонирование имеет следующие преимущества:

  • обеспечивает прочность забора даже в местах слабых почв;
  • выдерживает большие нагрузки от установленных тяжеловесных ограждений;
  • обеспечивает конструкцию долголетием за счет малой подверженности воздействию коррозии.

Минусы

При установке столбов для заборов выделяют следующие недостатки:

  • дороговизну материалов и расходы на оплату труда за счет сложностей выполнения работ;
  • большие временные затраты на выполнение технологического процесса;
  • выпучивание опор, которые установлены на влажные грунты.

Дополнительные сведения: Сравнение железобетонных и деревянных шпал

У обоих вариантов есть свои недостатки и преимущества:

  • Опорные конструкции, выполненные из хвойных пород, в среднем весят в 3 раза меньше, чем сделанные из ЖБИ – 80 кг против 270, – а значит не так сильно нагружают подушку грунта.
  • Отлитые шпальные опоры устойчивые, но сравнительно сложны в монтаже, а брусья из дерева укладываются быстро, упруги, лучше сцепляются с подложкой.
  • Срок службы деревянных (в зависимости от того, чем обрабатывают железнодорожные шпалы, как их нагружают, какие внешние условия действуют) составляет 15-20 лет, максимально достигает 40 лет, ресурс ЖБИ-конструкций доходит до полувека.
  • Железобетонные отличаются повышенной электропроводностью, тогда как сосновые или кедровые будут диэлектриком.
  • Первые в разы дороже вторых, а значит дольше выходят на самоокупаемость.
  • ЖБИ способны обеспечить только однородный путь, тогда как с использованием их «конкурентов» колею возможно без труда увеличивать или уменьшать по мере необходимости.
  • Бетонные более стойки к морозам, но из-за их жесткости быстрее изнашиваются в точках стыков.
  • ЖБИ более технологичны (используют при монтаже путей самые современные скрепления: ЖБР 65/50; АРС-М,Ч, 44х360).
  • Допустимая скорость движения на железобетонных выше.
  • Каменные опоры экологичнее пропитанных из дерева.

Материал – дерево
Материал – бетон

Немного из истории.

Слово шпала пришло к нам от голландцев во времена Петра I, когда до появления первой железной дороги, оставалось больше ста лет. И первоначальное значение слова «шпала» обозначало «подпорка» (от голландского spalk).

Со временем понятие «шпала железнодорожная», и с определенного момента этим термином принято обозначать специализированные опоры для рельс, исполненные в виде брусьев. Эти брусья укладывают на балластный слой верхнего пути. Именно шпалы железнодорожные принимают на себя давление, которое создают рельсы, скрепления промежуточные передают давление на под-шпальное основание.

Изначально, для производства шпал железнодорожных в качестве главного материала было выбрано дерево, поскольку это — материал, доступный в промышленных масштабах, легко обрабатывается.

Железобетонные шпалы

Железобетонные шпалы после выемки из формы.

В некоторых случаях вместо шпал применяются сплошные блочные основания в виде плит или рам, выполненные из железобетона или металла

С 1970-х годов в СССР приобрели популярность шпалы из напряжённого железобетона, особенно удачным их использование оказалось на бесстыковом пути.

Железобетонные шпалы представляют собой железобетонные балки переменного сечения. На таких балках имеются площадки для установки рельсов, а также отверстия под болты рельсошпального скрепления (при забивании в отверстия деревянных пробок используются также костыльные и шурупные соединения). Железобетонные шпалы изготавливаются с предварительным натяжением арматуры. Технология изготовления железобетонных шпал следующая: в специальную форму помещаются струны арматуры, которым придаётся натяжение (в зависимости от назначения шпалы, обычно 180 атмосфер), форма заполняется бетоном и уплотняется вибрацией. Затем форма разбирается, отправляется в пропарочную камеру, где бетон затвердевает, после чего напряжение со струн передают на бетон и форма переворачивается (кантуется). Такой способ изготовления шпал придаёт им упругость и предохраняет шпалу от раскола под подвижным составом.

Достоинства железобетонных шпал: практически неограниченный срок службы вследствие высокой механической прочности и неподверженности гниению, что обуславливает возможность повторного использования шпал, а также использования на грузонапряжённых участках пути. Недостатки: недостаточная жёсткость, большая стоимость и вес, возможность усталостного разрушения бетона..

Для скрепления рельсы и железобетонной шпалы в последнее время все чаще используют анкерное соединение.

Габаритные размеры и вес деревянных шпал ЖД

В принятом стандарте установлены геометрические размеры деревянной шпалы. Для всех типов установлена длина шпал равна 2750 мм. Разрешённый допуск составляет 20 мм. Вес деревянной шпалы будет зависеть от остальных размеров. Высота варьируется от 150 мм для первого типа до 105 мм для третьего. Ширина определяется по форме, конструкции.Эти параметры определяют назначение железнодорожной шпалы и условий её эксплуатации. Сколько весит ЖД вариант зависит от всех перечисленных параметров. После пропитки вес незначительно увеличивается. Вес одной шпалы зависит от её конструкции. Масса шпалы деревянной первого типа равна 85 кг. Она должна выдерживать самые большие нагрузки. Вес второго типа не превышает 80 кг. Размеры деревянных шпал в стандарте заданы с учётом состояния древесины. Влажность не должна превышать двадцать два процента. Поэтому размеры шпалы могут отличаться в одной партии, но в пределах допуска. Перед началом производства задают габариты будущих изделий

Особое внимание уделяется такому параметру толщина. Она должна быть постоянной по всей длине

Преимущества использования шпалер для выращивания малины

Подвязка для малины необходима, так как кустарник высокий – 1,5-1,8 м. При этом побеги растения сравнительно тонкие и гибкие, в связи с чем они гнутся и часто не выдерживают собственного веса. Большой урожай заставляет ветки опускаться к самой земле, в результате чего ягоды болеют и гниют.

Обойтись без подвязки могут лишь низкорослые кусты малины. Для скороспелых и высокоурожайных сортов эта процедура просто необходима. В целом шпалера для ежевики и малины очень полезна, у такой конструкции есть много преимуществ:

Благодаря шпалерам кусты малины выглядят аккуратней и между ними удобно перемещаться.

  1. Благодаря шпалерам можно легко сформировать красивые рядки малины.
  2. Нижние ветки растения не пачкаются, поскольку не касаются земли. Вследствие этого стебли, листья и ягоды не подвергаются нападению таких вредителей, как улитки и лягушки.
  3. Ягоды, независимо от погоды, остаются чистыми.
  4. Благодаря шпалерам кусты малины образуют правильные прямые грядки с широкими промежутками между ними. Это способствует отличному продуванию ветром, что гарантирует сухость кустам, а значит, предупреждает грибковые заболевания.
  5. Использование шпалеры гарантирует равномерную посадку малины, в результате каждая ветка получает одинаковое освещение. Это способствует одновременному созреванию ягод и упрощает сбор урожая.
  6. Садоводу легче ухаживать за растениями. Полив, прополку и мульчирование почвы выполнить очень легко. Кроме того, использование такой посадки позволяет вовремя увидеть и ликвидировать поврежденные побеги.
  7. Проще собрать урожай, а после этого подготовить участок к зиме.
  8. Двигаться между кустами проще. Без шпалер придется пробираться сквозь густые заросли.

Если малина подвязана к шпалере за ней легче ухаживать, поливать и пропалывать

Для того чтобы получить все преимущества, важно правильно выбрать и установить шпалерную конструкцию

Обратите внимание! Основание шпалеры должно на 80-100 см закапываться в землю, поэтому общая длина жерди должна быть около 230-280 см: 80-100 см – в земле и 150-180 см – над ней

Чем лучше отделать баню из шпал, чтоб креозот не просачивался?

Я лично не стал, хотя шпалы халявные были. Пускай уж лучше бревно на камне лежит. Его лучше современным антисептиком пройти.Rexby
01-08-2008 09:34

Сегодня отработанные деревянные шпалы — одна из главных экологических проблем РЖД.Шпалы пропитаны антисептиком, содержащим фенол, отсюда и вредность.Относятся к 3 классу опасности для окружающей среды — умеренно опасные отходы (всего классов опасности 5).Поэтому их даже нельзя размещать на свалках (там допускается размещать только отходы 4-5 класса опасности).И тем более нельзя отдавать шпалы населению, но раньше это у нас делалось, и домики из них построены, хотя и регион у нас не беден лесом.

Спортист
01-08-2008 09:51

Abar
01-08-2008 10:54

SergeyVS
07-08-2008 11:12quote:Originally posted by DIZZI:Сергей, так многие и делают. Я лично не стал, хотя шпалы халявные были. Пускай уж лучше бревно на камне лежит. Его лучше современным антисептиком пройти.
КакимDIZZI
08-08-2008 12:02quote:Originally posted by SergeyVS:Каким

Вчера не мог спросить

В магазинах полно всяких антисептиков.

Орегонец
08-08-2008 07:17quote:рекомендую всем держаться от шпал подальше — за сутки лежания в гараже в прохладную погоду навоняли так, что голова болела
Ну наконец то понял что это такое. От общения с умными людми сам становишся как они.Pavel_A
12-08-2008 11:48

Ипать, а я в таком доме живу, может шпалы разные???

Орегонец
12-08-2008 17:38quote:Ипать, а я в таком доме живу, может шпалы разные???
а мож доживаю, а не живу?sahara
12-08-2008 19:04quote:Originally posted by Спортист:Подумалось: а не дурак ли я, что в 100% лесном регионе строю из вонючих шпал???

а еще на них люди.. сикают

Pavel_A
13-08-2008 20:50quote:Originally posted by Орегонец:а мож доживаю, а не живу?

Видили мы из чего у вас дома строят, хрен его знает как в этой химии живут, если брус в земле 50 лет закопан был, выкопали, а он как новый, и столбы электрические на улицах хернёй какой-то пропитаны, по 50 лет стоят без пасонка. так что креазот перед буржуйской пропиткой просто сынок.

Никифор
20-08-2008 23:08

Знакомый желдорбатовец рассказывал, как продавали шпалы, новые, вонючие на постройку бань.а старые выветревшиеся, говорил ничего, идут на бани…

Pavel_A
21-08-2008 09:15quote:Originally posted by Никифор:а старые выветревшиеся, говорил ничего, идут на бани

говорят что через 20 лет креазот испаряется и шпалы становятся не такими вредными.Орегонец
21-08-2008 10:35quote:столбы электрические на улицах хернёй какой-то пропитаны, по 50 лет стоят без пасонка.
Паша так мы с них дома не строим. приезжайте я вам покажу из чего дома строютОрегонец
21-08-2008 10:36quote:говорят что через 20 лет креазот испаряется и шпалы становятся не такими вредными.
Говорят что и уксус пить можно,если перед этим стакан с содой выпить.————————————————— попробуйте.Никифор
21-08-2008 15:42

уксус глотками пьют, здоровье только прибавляется.

по соседству стоит дача недостроенная. вся из старых шпал. уже лет 30 стоит без окон, потолка и крыши.видимо одна из причин это и есть

Хирург2005
21-08-2008 18:42

Шпалы — это зло Говорю как человек который непосредственно с ними работал, на путях. Про выветривание креазота — ну через 20 лет, под дождями или в проточной воде наверное вымоет креазот. Почти весь . А то что продают, оно обычно из пути, вышедшее по износу. Они еще и отработкой, и дизтопливом, и прочей дрянью политы.

Вот вы говорите воняет С непривычки, день потаскаешь — а на следующий день оказывается лицо, руки — как обгорел.

Петрусь
29-08-2008 06:32

А у меня один знакомый из шпал дом построил

Хирург2005
29-08-2008 13:16

На самом деле бывает шпала необработанная. Редко, впрочем и дорого. Или надо очень удачных знакомых иметь.

Лично я никогда такой не видел, но знаю что бывает

Serjant
29-08-2008 13:39

дык на любой лесопилке..

Хирург2005
29-08-2008 13:47quote:Originally posted by Serjant:и называется пиленный брус??: дык на любой лесопилке..

Не-не-не Пиленый брус таких размеров кстати тоже редкость, и длиной идет обычно по 6 метров.

А шпалы — это в общем тоже брус но определенных размеров . Просто они из-под пилы-то выходят нормальные, пропитывают их уже потом, иногда даже на звеносборке. Вот там-то и можно на халяву брака непропитанного поиметь. По слухам.

Спортист
29-08-2008 15:32

нафиг шпалы!

Главная▲▼

Деревянные шпалы

Деревянные шпалы преобладают на железных дорогах мира, так как они с технической точки зрения в наибольшей степени отвечают требованиям, предъявляемым к подрельсовому основанию.

Главные достоинства деревянных шпал – хорошая упругость, простота изготовления и эксплуатации (транспортировки, подбивки, смены), большое электрическое сопротивление.

Недостатки деревянных шпал – малый срок службы при высокой грузонапряженности, большая потребность в деловой древесине, необходимой для разнообразнейших нужд народного хозяйства.

С 1 января 1966 г. на дорогах России укладывают деревянные шпалы (рис. 1) двух видов:

  • обрезные (А), у которых пропилены все четыре стороны;
  • необрезные (Б), у которых пропилены две противоположные стороны – постели.

Деревянные шпалы делятся на три типа:

  • I – для главных путей;
  • II – для станционных и подъездных (железнодорожных путей необщего пользования);
  • III – для малодеятельных путей необщего пользования промышленных предприятий.

Рис. 1 – Типы деревянных шпал (поперечные сечения)

Шпалы изготовляют из сосны, ели, пихты, кедра, бука и березы. Длина шпал 2,75 м. Для особо грузонапряженных участков поставляют шпалы длиной 2,8 м, а для участков с совмещенными путями различной ширины колеи – 3,0 м.

Деревянные шпалы заменяют из-за гниения и механического износа. Эти процессы протекают одновременно и влияют друг на друга. В РФ принята система выборочной смены шпал, кроме капитального ремонта, при котором шпалы заменяют сплошь. Профессор М. А. Чернышев предложил определять средний фактический срок службы деревянных шпал из выражения

где А – общее количество шпал, лежащих в пути;

m1, m2 – количество негодных шпал в пути по данным натурного осмотра соответственно к началу и к концу периода (года, пятилетки);

n – количество шпал, уложенных в путь за период tн;

tн – длительность наблюдения.

Величины A, m1, m2 и n берут из технического паспорта пути и технических отчетов.

Рис. 2 – Изменение срока службы деревянных шпал в зависимости от прошедшего тоннажа: 1 – костыльное скрепление; 2 – раздельное жесткое; 3 – раздельное с пружинной клеммой

По данным МИИТа и ВНИИЖТа, срок службы деревянных шпал при различных скреплениях зависит от прошедшего тоннажа (рис. 2). Продление срока службы шпал имеет большое народнохозяйственное значение. Чтобы увеличить их долговечность, необходим целый комплекс мероприятий и следует выполнять множество требований:

  • заготовлять здоровую древесину, как правило, зимой;
  • до пропитки хранить и просушивать шпалы без доступа прямых лучей солнца; костыльные и шурупные отверстия сверлить перед пропиткой;
  • стягивать шпалы винтами для предупреждения их растрескивания;
  • перед пропиткой накалывать постели и боковые грани шпал для увеличения глубины пропитки и предупреждения растрескивания;
  • высококачественно пропитывать шпалы на заводах маслянистыми антисептиками (каменноугольным креозотовым или антраценовым маслом);
  • правильно (по инструкции) хранить шпалы после пропитки на заводах и на дорогах до укладки в путь;
  • бережно грузить, перевозить и выгружать шпалы, правильно укладывать их в путь и подбивать;
  • широко применять специальные нашпальные прокладки, чтобы предохранить поверхность от механического износа;
  • использовать высококачественный балласт;
  • предупреждать угон пути;
  • укладывать на 1 км пути столько шпал, сколько требуется при данных грузонапряженности, нагрузке от подвижного состава и скорости движения поездов;
  • высококачественно осуществлять текущее содержание пути в целом и шпал в частности.

Среди всех мероприятий по продлению срока службы деревянных шпал особое место занимает пропитка их антисептиками, которые убивают разрушающие древесину грибки и не допускают их развития. Лучший антисептик – каменноугольное креозотовое масло. Это – чистый отгон каменноугольной смолы без посторонних примесей. Его получают на коксохимических заводах перегонкой смолы при температуре 200–400 °С. Этот антисептик не выщелачивается, не влияет вредно на металл и не повышает электропроводность шпал. Обычно его применяют в смеси с мазутом (40–50% каменноугольного креозотового масла и 60– 50% мазута).

Железобетонные шпалы являются цельнобрусковыми, изготавливаются из тяжелого бетона и армируются предварительно напряженной стальной проволочной или стержневой арматурой периодического профиля диаметром 3 мм. В отличие от деревянной шпалы, форма которой была предопределена природой, при проектировании железобетонной шпалы ей придали более целесообразную форму, улучшающую рабочие параметры.

В связи с тем, что наибольшие прогибы и давление на балласт возникают у торцов шпалы, ширина ее подошвы уменьшена в средней части до 250 мм и увеличена у торцов до 300 мм. Толщина шпалы переменна по длине – больше в подрельсовом сечении (место, где возникает наибольшее давление); в этом же месте сделано углубление для установки рельса.

К достоинствам железобетонных шпал относится:

  • увеличение межремонтного периода благодаря долговечности шпал (до 30-50 лет);

  • повышение устойчивости бесстыкового пути против выброса (на 15-20% по сравнению с деревянными шпалами);

  • повышение стабильности ширины рельсовой колеи, а также улучшение однородности упругих свойств по длине пути и плавности движения поездов (особенно важно на скоростных линиях).

Недостатки железобетонных шпал:

  • повышенная (в 2-3 раза) продольная и поперечныя жесткость пути, которую приходится снижать при помощи резиновых прокладок-амортизаторов;

  • хрупкость и чувствительность к ударным воздействиям;

  • повышенное давление на балласт;

  • недостаточная работоспособность под рельсовыми стыками (отказы в 2 раза чаще, чем под средней частью рельса);

  • необходимость укладки электроизолирующих элементов (имеют малый срок службы);

  • большая масса шпалы (около 265 кг) затрудняет одиночную смену дефектных шпал без мощных кранов.

Области применения железобетонных шпал:

  • в сочетании с бесстыковым путем (звеньевой путь с железобетонными шпалами – конструкция, не оправданная технически и экономически);

  • на линиях со скоростями движения пассажирских поездов более 140 км/ч благодаря высокой стабильности и равноупругости такого пути.

4.5. Порядок выполнения задания

Задание (для специальности «Логистика»). Начертить поперечное сечение рельса заданного типа.

  1. Чертеж выполняется на листе формата А4 в масштабе М 1:1. Название чертежа «Поперечное сечение рельса …» (вместо многоточия указывается заданный тип рельса).

  2. По центру листа провести вертикальную штрихпунктирную линию (ось рельса), от которой отмеряются все горизонтальные размеры.

  3. Вертикальные размеры отмеряются от основания подошвы рельса.

  4. Кривые изображаются от руки или при помощи лекал.

  5. Указать все вертикальные и горизонтальные размеры и радиусы всех кривых.

4.6. Контрольные вопросы

  1. Виды верхнего строения пути.

  2. Что относится к верхнему и нижнему строению пути?

  3. Назначение и свойства рельсов.

  4. Что такое дефектный и остродефектный рельс?

  5. Что такое промежуточные и стыковые рельсовые скрепления?

  6. Что такое стык рельса? Какие стыки бывают по конструкции?

  7. Классификация промежуточных рельсовых скреплений.

  8. Какие типы промежуточных рельсовых скреплений относятся к упругим, а какие к жестким?

  9. На какие группы делятся деревянные шпалы в зависимости от поперечного сечения?

  10. Области применения железобетонных шпал.