Устройство дорожного полотна автомобильных дорог

Устройство дорожного полотна автомобильных дорог

8 апреля, 2022 Выкл. Автор admin1

Гравийные и щебеночные дороги обеспечивают круглогодовую эксплуатацию и возможность работы в неблагоприятных погодных условиях.

Дорожные одежды из гравия на связных грунтах устраивают серповидного профиля по заранее спрофилированному и уплотненному земляному полотну. На дренирующих грунтах рекомендуется применять полукорытный профиль. В последнее время все более широкое распространение получает устройство гравийных и щебеночных дорог с корытным профилем на сплошном подстилающем песчаном слое с присыпными обочинами. Такая конструкция целесообразна при отсутствии каменных материалов. В случае устройства дороги из карьерных гравийных смесей без сортировки материала гравий с крупными фракциями необходимо укладывать в нижний слой, а более мелкий — в верхний. Гравийные дорожные одежды толщиной до 15—20 см отсыпают в один слой, большей толщиной — в 2 слоя с надежным уплотнением каждого; гравийные покрытия толщиной менее 8 см не применяют.

Гравийные дорожные одежды устраивают в определенной последовательности. Земляное полотно профилируют, затем при необходимости устраивают корыто, дно которого укатывают. В случае укладки слоя на земляное полотно при серповидном профиле дорожных одежд предварительно устанавливают колышки, показывающие требуемую толщину россыпи, которая равна толщине покрытия h, умноженной на коэффициент разрыхления 1,25. Подвозимый гравий отсыпают посреди дороги или на обочине с последующим распределением по полотну грейдером. Объем работ по разравниванию гравия можно сократить применением на самосвалах распределяющих устройств.

После разравнивания нижний слой подкатывают за 15—20 проходов по следу легкого катка или за 6—8 проходов катка на пневматиках. После подкатки нижний слой укатывают более тяжелыми катками. Если гравий укатывается плохо, следует добавить суглинок или 10—15% дробленого известняка. Добавляемый материал перемешивают с гравием и смесь снова профилируют. После первых проходов катка гравий необходимо поливать, но сильное увлажнение не допускается. Обычно требуется 6—10 л воды на 1 м2, причем разливают ее в несколько приемов. Просадки или признаки колебания россыпи вместе с грунтом свидетельствуют об излишней влажности грунта земляного полотна. В этом случае укатку прекращают до просыхания грунтового основания.

Окончательно смесь укатывают металлическими катками тяжелого типа (за 12—15 проходов по одному следу), причем начинают от краев проезжей части; каждая последующая полоса должна перекрывать предыдущую на 25—30 см. Вес применяемых катков зависит от прочности каменного материала: для мягкого гравийного применяют более легкие катки, а для прочного — механические катки весом 7—12 т. При использовании моторных катков в целях экономии времени каждый проход по одной полосе должен осуществляться передним и задним ходом. Все переходы на последующую полосу выполняются только )при переднем ходе катка. Появление при укатке волн свидетельствует об излишнем количестве в гравийной смеси мелкозема. Слой уплотнен хорошо, если отсутствует подвижность гравийных частиц и нет следа от прохода катка. Недостаточная укатка или без необходимого увлажнения приводит к быстрому разрушению покрытия. При устройстве 2-слойного покрытия для укатки верхнего слоя требуется меньшее число проходов катков: по 10—12 легкими и тяжелыми катками. Особенно быстрая и эффективная укатка достигается виброкатками.

Правильность продольного профиля гравийных дорожных одежд проверяют визирками, а ровность покрытия — 3-метровой рейкой; правильность поперечного профиля контролируют специальными шаблонами.

Устройство дорожных одежд из щебня несколько отличается от приведенной технологии. Из-за высокой его стоимости щебеночные покрытия всегда устраивают в корыте на дренирующем песчаном слое, уложенном на всю ширину земляного полотна с устройством присыпных обочин.

Если связность гравийного материала обеспечивается наличием в нем мелкоземных частиц, то в щебеночных одеждах связность и прочность слоя зависят от степени заклинивания каменного материала. В этом случае на уложенный слой щебня после подкатки, обжимки и уплотнения легкими и тяжелыми катками рассыпают клинец (15—25 мм) и укатывают тяжелыми катками за 10 проходов по следу. Затем подвозят каменную мелочь (5—15 мм), распределяют и укатывают тяжелыми катками.

Обычно степень укатки проверяют подкладыванием под каток щебенки размером 4 см; при недостаточной укатке она вминается, при достаточной раздавливается. Клинца и каменной мелочи требуется 10—12% объема щебеночного слоя; рассыпать их следует с применением навесных распределителей на самосвалах, что увеличивает производительность труда по сравнению с ручной работой в 8—10 раз и улучшает качество работы. По окончании работ на обочине следует оставлять небольшой запас щебня.

действует Редакция от 08.06.1995 Подробная информация

Наименование документ «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ. СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА. СНиП 2.05.02-85» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 17.12.85 N 233) (ред. от 08.06.95)
Вид документа постановление, классификация, нормы, правила
Принявший орган госстрой ссср
Номер документа СНИП 2.05.02-85
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 08.06.1995
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
Навигатор Примечания

7. ДОРОЖНЫЕ ОДЕЖДЫ

Типы дорожных одежд Основные виды покрытий Категории дорог Применяются в соответствии с пунктом
Капитальные Цементобетонные монолитные I-IV 7.8; 7.16; 7.33
Железобетонные или армобетонные сборные I-IV 7.10; 7.13
Асфальтобетонные I-IV 7.34
Облегченные Асфальтобетонные III, IV и на первой стадии двухстадийного 7.34
Дегтебетонные строительства дорог II категории 7.34
Из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими IV и V 7.34; 7.36
Переходные Щебеночные и гравийные из грунтов и местных малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими IV, V и на первой стадии двухстадийного строительства дорог III категории 7.46; 7.47

7.37-7.39;

7.41

Низшие Из грунтов, укрепленных или улучшенных добавками V и на первой стадии двухстадийного строительства дорог IV категории 7.39; 7.41

7.5. Общая толщина дорожной одежды и толщины отдельных слоев должны обеспечивать прочность и морозоустойчивость всей конструкции.

7.6. При расчете дорожных одежд на прочность следует учитывать перспективную интенсивность движения автомобилей различных типов, которую следует приводить к интенсивности воздействия расчетной нагрузки на одну наиболее нагруженную полосу проезжей части.

К расчетным следует приводить только более легкие нагрузки. Приведение к расчетным более тяжелых нагрузок допускается для дорог IV категории при условии, что приводимая нагрузка превышает расчетную не более чем на 20 % и количество транспортных средств с такими нагрузками в составе грузового и автобусного потоков не более 5 %. В противном случае за расчетную следует принимать более тяжелую нагрузку или предусматривать регулирование ее пропуска в неблагоприятные периоды года.

Для автомобильных дорог с многополосной проезжей частью дорожную одежду всех полос движения следует проектировать на одинаковую наибольшую расчетную нагрузку.

ЖЕСТКИЕ ДОРОЖНЫЕ ОДЕЖДЫ

7.7. К жестким дорожным одеждам следует относить одежды, имеющие:

цементобетонные монолитные покрытия;

асфальтобетонные покрытия на основаниях из цементобетона;

сборные покрытия из железобетонных и армобетонных плит.

7.8. Толщину бетонных покрытий следует назначать по расчету с учетом оснований, но не менее приведенной в табл. 28.

Таблица 28

Основания Толщина покрытия, см, для дорог с расчетной интенсивностью движения, прив. ед/сут, по категориям дорог
I II III, IV
20000 и более 14000-20000 10000-14000 6000-
1000
4000- 6000 1000- 4000
Каменные материалы и грунты, обработанные неорганическими вяжущими 24 22 22 20 18* 18*
Щебеночные и гравийные 22 18 18
Песчаные, песчано-гравийные 20 18

* Допускается при технико-экономическом обосновании

7.9. В бетонном покрытии следует проектировать поперечные и продольные швы. К поперечным относятся швы расширения, сжатия, коробления и рабочие. Продольные и поперечные швы должны, как правило, пересекаться под прямым углом. Расстояние между швами сжатия (длину плит) определяют расчетом.

Допускается назначать длину плит в зависимости от толщины покрытия с учетом климата согласно табл. 29.

Таблица 29

Климат Длина плиты, м, при толщине покрытия, см
18 20 22 24
Умеренный 4,5 — 5 5 — 6 5 — 6 5,5 — 7
Континентальный 3,5 — 4 4 — 5 4 — 5 4,5 — 6

Примечание: Континентальный климат характеризуется разницей между максимальной и минимальной температурой воздуха за сутки более 12°С при повторяемости более 50 раз в год.

7.10. На автомобильных дорогах I-IV категорий покрытия из сборных железобетонных плит следует предусматривать в сложных природных условиях или при высоких насыпях, где трудно обеспечивать стабильность земляного полотна.

7.11. Для обеспечения трещиностойкости асфальтобетонного покрытия при интенсивности движения более 10000 прив. ед/сут толщину бетонных оснований и асфальтобетонных покрытий следует назначать расчетом.

7.12. В основаниях из бетона класса В12,5 и выше необходимо предусматривать продольные и поперечные швы сжатия и расширения.

7.13. Конструкции дорожных одежд со сборным покрытием из железобетонных и армобетонных плит допускается принимать на основе технико-экономических обоснований в районах со сложными инженерно-геологическими, гидрогеологическими и климатическими условиями, где отсутствуют местные дорожно-строительные материалы, пригодные для устройства равнопрочных покрытий другого вида.

7.14. Плиты сборного покрытия следует принимать по типовым проектам или проектировать по условиям прочности и трещиностойкости на действие колесной нагрузки и собственного веса плит при подъеме их за монтажные устройства и при укладке в штабеля и на транспортные средства.

7.15. На дорогах IV категории под сборным покрытием, укладываемым на песчаное основание, целесообразно предусматривать прослойки из геотекстильного материала на всю ширину покрытия с запасом по 0,5 м с каждой стороны и выпусками шириной 0,75 м от поперечных швов покрытия на откосы.

В случае устройства покрытий из плит шириной свыше 1,5 м допускается устройство прослоек в виде полос шириной не менее 0,75 м под швами и кромками покрытия.

При технико-экономическом обосновании можно предусматривать аналогичную конструкцию и на дорогах III категории.

7.16. На дорогах I-III категорий с насыпями из скальных грунтов высотой более 3 м, насыпями на болотах при частичном выторфовывании высотой более 5 м из любых грунтов, у путепроводов через железные дороги в пределах до 200 м независимо от высоты насыпи, а также на участках дорог индивидуального проектирования, где ожидаются неравномерные осадки земляного полотна, рекомендуется устраивать цементобетонные покрытия, армированные сетками.

7.17. Расчет толщины монолитного цементобетонного покрытия следует производить с учетом величины и повторяемости суммарных напряжений от нагрузок автомобилей и температуры.

7.18. Расчет толщины основания жестких дорожных одежд с монолитными и сборными покрытиями следует производить по условию предельного равновесия при сдвиге в каждом слое дорожной одежды и земляного полотна. На дорогах III и IV категорий может допускаться работа жесткой дорожной одежды за пределом упругости, в этом случае расчет толщины основания по условию предельного равновесия при сдвиге не требуется.

7.19. Расчет асфальтобетонных покрытий на бетонных основаниях следует производить по двум условиям:

трещиностойкости асфальтобетонного покрытия в наиболее холодный месяц зимы;

прочности — предельной сопротивляемости покрытия и основания воздействию многократно повторяющихся нагрузок от автотранспортных средств.

Асфальтобетонное покрытие и цементобетонное основание по условию прочности следует рассчитывать для наиболее неблагоприятного периода года — жарких летних месяцев, когда модуль упругости асфальтобетона минимальный.

НЕЖЕСТКИЕ ДОРОЖНЫЕ ОДЕЖДЫ

7.20. Нежесткие дорожные одежды на дорогах I и II категорий следует проектировать из условия недопущения накопления остаточных деформаций в течении периода их эксплуатации до первого капитального ремонта (или переустройства).

Дорожные одежды (на дорогах III-V категорий) следует проектировать с учетом возможного возникновения остаточных деформаций, ограниченных допусками по ровности проезжей части.

Дорожные одежды на дорогах IV и V категорий в отдельных случаях в целях снижения строительных затрат при соответствующих обоснованиях допускается проектировать с учетом ограничения движения по интенсивности и грузоподъемности транспортных средств в неблагоприятные периоды года.

7.21. Нежесткие дорожные одежды на полосах движения проезжей части следует рассчитывать на прочность с учетом кратковременного многократного действия подвижных нагрузок. Продолжительность действия нагрузки следует принимать равной 0,1 с и в расчет вводить соответствующие этой продолжительности значения модулей упругости и прочностных характеристик материалов и грунта.

Одежды на стоянках автомобилей и обочинах дорог следует рассчитывать на продолжительное действие нагрузки (не менее 10 мин.). Повторность нагружения допускается не учитывать.

Одежды на остановках общественного транспорта, на подходах к перекресткам дорог и к пересечениям с железной дорогой следует рассчитывать как на многократное действие кратковременной нагрузки, так и на продолжительное нагружение, принимая более мощную конструкцию.

7.22. Расчет нежестких дорожных одежд при кратковременном действии нагрузки следует выполнять по трем критериям прочности: упругому прогибу всей конструкции, сопротивлению сдвигу в грунте и в слабосвязных слоях одежды, растяжению при изгибе слоев одежды из грунтов и каменных материалов, обработанных неорганическими вяжущими.

Расчет нежестких дорожных одежд на длительное действие нагрузки следует выполнять по сдвигу в грунте и в слабосвязных слоях одежды.

7.23. Напряжения и деформации нежестких дорожных одежд и земляного полотна под действием расчетной нагрузки следует определять с применением методов теории упругости для слоистого полупространства с учетом наихудших из возможных условий сопряжения слоев на контакте. Допускается приводить многослойные дорожные одежды и земляное полотно к двум- и трехслойным расчетным моделям.

7.24. Независимо от результатов расчета на прочность дорожной одежды толщины конструктивных слоев в уплотненном состоянии следует принимать не менее приведенных в табл. 30.

Таблица 30

Материалы покрытий и других слоев дорожной одежды Толщина слоя, см
Асфальтобетон или дегтебетон крупнозернистый 6 — 7
Асфальтобетон или дегтебетон мелкозернистый 3 — 5
Асфальтобетон или дегтебетон песчаный 3 — 4
Щебеночные (гравийные) материалы, обработанные органическими вяжущими 8
Щебень, обработанный органическим вяжущим по способу пропитки 8
Щебеночные и гравийные материалы, не обработанные вяжущими:
на песчаном основании 15
на прочном основании (каменном или из укрепленного грунта) 8
Каменные материалы и грунты, обработанные органическими или неорганическими вяжущими 10

Примечания: 1. Большие толщины асфальтобетонных покрытий следует принимать для дорог I и II категорий, а меньше — для дорог III и IV категорий.

2. Толщину конструктивного слоя следует принимать во всех случаях не менее чем 1,5 размера наиболее крупной фракции применяемого в слое минерального материала.

3. В случае укладки каменных материалов на глинистые и суглинистые грунты следует предусматривать прослойку толщиной не менее 10 см из песка, высевок, укрепленного грунта или других водоустойчивых материалов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СЛОИ, УКРЕПЛЕННЫЕ ПОЛОСЫ ОБОЧИН И РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ ПОЛОС

7.25. В районах сезонного промерзания грунтов на дорогах I-IV категорий с жесткими и нежесткими дорожными одеждами, находящихся в неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях, наряду с обеспечением требуемой прочности следует предусматривать противопучинные мероприятия, гарантирующие достаточную морозоустойчивость дорожной одежды и земляного полотна.

7.26. Не требуется специальных противопучинных мероприятий:

в районах с глубиной промерзания менее 0,6 м;

при земляном полотне, рабочий слой которого отвечает требованиям пп. 6.11- 6.15, 6.18 и 6.19;

в случаях, когда необходимая по условиям прочности толщина дорожной одежды превышает 2/3 глубины промерзания.

7.27. На участках дорог, не отвечающих условиям п. 7.26, следует предусматривать противопучинные мероприятия в соответствии с п. 6.31.

7.28. Толщину теплоизоляционных слоев разного назначения (для полного предотвращения промерзания земляного полотна или для ограничения глубины промерзания его допустимыми пределами) следует определять теплотехническим расчетом.

7.29. На участках земляного полотна из глинистых грунтов и пылеватых песков следует предусматривать дренирующие слои с водоотводящими устройствами при основаниях и дополнительных слоях, выполненных из традиционных зернистых (пористых) материалов, в следующих случаях;

во II дорожно-климатической зоне при всех схемах увлажнения рабочего слоя земляного полотна (п. 6.21);

в III дорожно-климатической зоне при 2-й и 3-й схемах увлажнения рабочего слоя;

в IV и V зонах при 3-й схеме увлажнения рабочего слоя.

Необходимость устройства дренирующих слоев на участках дорог, где основания или дополнительные слои дорожной одежды выполнены из грунтов и каменных материалов, обработанных вяжущими, устанавливается расчетом на осушение.

Толщину дренирующего слоя, необходимый коэффициент фильтрации, гранулометрический состав и другие требования к материалам, используемым для его устройства, надлежит устанавливать расчетом в зависимости от количества воды, поступающей в основание проезжей части, способа отвода ее, длины пути фильтрации и других факторов.

7.30. При расчете дорожной одежды на остановочных полосах следует принимать не менее 1/3 расчетной интенсивности или другую нагрузку, обосновываемую в проекте, при которой исключается быстрое накопление остаточных деформаций.

7.31. Покрытия на укрепленной полосе обочин (0,5 — 0,75 м) и на остановочной полосе (2,5 м) рекомендуется предусматривать из цементо- или асфальтобетона с применением щебня преимущественно крупных размеров (до 25 — 45 мм), а также из отработанных вяжущими местных каменных, гравийных, шлаковых и других минеральных материалов.

Для предохранения обочин и откосов земляного полотна от размыва на участках дорог с продольными уклонами более 30 ‰, с насыпями высотой более 4 м, в местах вогнутых кривых в продольном профиле следует предусматривать устройство продольных лотков и других сооружений для сбора и отвода стекающей с проезжей части воды.

7.32. Разделительные полосы следует сопрягать с проезжей частью путей устройства на разделительной полосе укрепленных полос. Остальную часть разделительной полосы следует укреплять засевом трав и, в зависимости от местных условий, посадкой кустарников (сплошной или в виде поперечных полос — кулис), располагаемых на расстоянии не менее 1,75 м от кромки проезжей части.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

7.33. Для цементобетонных покрытий и оснований следует применять бетоны тяжелый и мелкозернистый по ГОСТ 25192 — 82.

Бетон для покрытий и оснований должен соответствовать требованиям ГОСТ 26633 — 85 и табл. 31.

Таблица 31

Категория дороги Назначение бетона Минимальные проектные классы (марки) бетона по прочности на растяжение при изгибе Минимальные проектные классы бетона по прочности на сжатие Минимальные проектные марки бетона по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °С
От 0 до минус 5 От минус 5 до минус 15 ниже минус 15
I, II Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия Bbtb 4,0 (Pи50) B30 100 150 200
Нижний слой двухслойного покрытия Bbtb 3,2 (Pи40) B22,5 50 50 100
III Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия Bbtb 3,6 (Pи45) B27,5 100 150 200
Нижний слой двухслойного покрытия Bbtb 2,8 (Pи35) B20 50 50 100
I-V Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия Bbtb 3,2 (Pи40) B25 100 150 200
Нижний слой двухслойного покрытия Bbtb 2,4 (Pи30) B15 50 50 100
IV Основание Bbtb 1,2 (Pи15) B5 25 50 50

Примечания: 1. При соответствующем технико-экономическом обосновании для однослойного или верхнего слоя двухслойного покрытий дорог I и II категорий допускается применять тяжелый бетон как для дорог III категории.

2. Классы бетона по прочности на сжатие следует применять только при проектировании железобетонных и предварительно напряженных покрытий.

3. Среднемесячную температуру наиболее холодного месяца для районов строительства определяют по СНиП II-1-82.

4. Покрытия для дорог IV категории допускаются при соответствующем технико-экономическом обосновании.

7.34. Асфальтобетонные и дегтебетонные смеси и каменные материалы, обработанные органическими вяжущими, для покрытий должны применяться в соответствии с табл. 32.

Для обеспечения повышенной трещиностойкости и продления срока службы асфальтобетонных покрытий при условии низких отрицательных температур в районе строительства следует применять полимерасфальтобетоны с использованием полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) на основе блоксополимеров бутадиена и стирола типа СБС (марок ДСТ 30-01 и ДСТ 30Р-01, а также их зарубежных аналогов) с требуемой для данного района строительства температурой хрупкости.

(в ред. Изменения N 4)

Таблица 32

Категория дороги Материал слоя покрытия
верхнего нижнего
I, II Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов А, Б, В и Г, марки I Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки I
II Горячие смеси для плотного дегтебетона типа Б, марки I Горячие смеси для пористого дегтебетона марки I
III Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов А, Б, В, Г и Д марки II Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки II
Холодные асфальтобетонные смеси типов БХ, ВХ и ГХ марки I Горячие и теплые смеси для высокопористого асфальтобетона марки I
Горячие смеси для плотного дегтебетона типов Б и В марок I и II, а также песчаные смеси марки I Горячие смеси для пористого дегтебетона марок I и II
IV Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов Б, В, Г и Д марки III Горячие смеси для пористых асфальтобетона и дегтебетона марки II
Холодные асфальтобетонные смеси типов БХ, ВХ, ГХ и ДХ марки II Каменные материалы, обработанные органическими вяжущими
Горячие и теплые смеси для высокопористого асфальтобетона марки I
Горячие смеси для плотного дегтебетона типов Б и В и песчаные смеси марки II
Холодные дегтебетонные мелкозернистые и песчаные смеси марки II
IV и первая стадия двухстадийного строительства дорог III категории Каменные материалы, обработанные органическими вяжущими методами смешения в установке, пропитки, смешения на дороге, поверхностной обработки (слоя износа)

Примечания: 1. Асфальтобетонные смеси должны отвечать требованиям ГОСТ 9128 — 84, дегтебетонные — ГОСТ 25877 — 83.

2. В районах IV и V дорожно-климатических зон не следует предусматривать устройство покрытий из теплых асфальтобетонных смесей.

3. Для однослойных покрытий применяются материалы, указанные для верхнего слоя покрытия.

4. В районах I дорожно-климатической зоны не следует предусматривать устройство покрытий из холодных асфальтобетонных смесей.

В районах I и V дорожно-климатических зон не следует предусматривать устройство покрытий из дегтебетонных смесей.

5. В населенных пунктах при устройстве покрытий с применением каменноугольных дегтей и смол на них обязательно должен быть устроен защитный слой из асфальтобетонной смеси толщиной не менее 4 см или двойной поверхностной обработки с применением битума.

7.35. Асфальтобетонные и дегтебетонные смеси и каменные материалы, обработанные органическими вяжущими, для оснований должны применяться в соответствии с табл. 33.

Таблица 33

Категория дороги Материал
I, II Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки II, высокопористого асфальтобетона марки I
Горячие смеси для пористого дегтебетона марки II
III Горячие смеси для высокопористого асфальтобетона марки II
Горячие смеси для пористого дегтебетона марки II
II — III Каменные материалы, обработанные органическими вяжущими методами смешения в установке, пропитки, смешения на дороге

7.36. Материалы щебеночные, гравийные и песчаные, обработанные неорганическими вяжущими, для покрытий и оснований должны соответствовать требованиям ГОСТ 23558 — 79 и табл. 34.

7.37. Покрытия и основания из грунтов, укрепленных минеральными вяжущими, следует применять согласно табл. 35.

7.38. Покрытия и основания из грунтов, укрепленных битумными эмульсиями, жидкими битумами или каменноугольными вяжущими ( дегтями, смолами ) совместно с цементом или известью, а также битумными эмульсиями или сырой нефтью совместно с карбамидными смолами либо карбамидными смолами совместно с добавками лигносульфоната технического ( ЛСТ ), следует применять согласно табл. 36.

7.39. Покрытия и основания из грунтов, укрепленных битумными эмульсиями, жидкими битумами или каменноугольными вяжущими с добавкой или без добавки активных и поверхностно-активных веществ (ПАВ), следует применять согласно табл. 37.

Таблица 34

Показатели свойств обработанных материалов Для покрытий со слоем износа из черных смесей Для оснований
Категория автомобильной дороги
IV, V I, II III IV, V
Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов, твердевших 28 сут, МПа 6,0 — 7,5 4,0 — 7,5 4,0 — 7,5 2,0 — 6,0
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой наиболее холодного месяца, град. С, не менее:
от 0 до минус 5 10 15 10
от минус 5 до минус 15 25 25 15 10
от минус 15 до минус 30 50 25 25 15
ниже минус 30 75 50 50 25

Таблица 35

Показатели свойств укрепленных грунтов Значение показателя по классам прочности укрепленных грунтов
I II III
Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов, Мпа 6,0 — 4,0 4,0 — 2,0 2,0 — 1,0
Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов, Мпа, не менее 1,0 0,6 0,2
Коэффициент морозостойкости не менее 0,75 0,7 0,65

Примечание. Показатели физико-механических свойств при укреплении грунтов портландцементом или шлакопортландцементом даны для образцов, твердевших 28 сут; при укреплении грунтов неорганическими, медленно твердеющими вяжущими (золами уноса сухого отбора), а также при применении сухих цементогрунтовых смесей показатели даны для образцов, твердевших 90 сут.

Таблица 36

Показатели свойств укрепленных грунтов Значение показателя по классам прочности укрепленных грунтов
I II III
Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов при 20 °С, МПа 4,0 — 2,5 2,5 — 1,5 1,5 — 1,0
Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов при 20° С, МПа, не менее 1,0 0,6 0,4
Коэффициент морозостойкости, не менее 0,85 0,8 0,7

Примечание. Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 28 сут.

7.40. В I дорожно-климатической зоне надлежит использовать крупнообломочные и песчаные грунты, укрепляемые цементом или цементом с добавками поверхностно-активных или активных веществ либо карбамидоформальдегидными смолами с добавками сырой нефти или ЛСТ.

7.41. При проектировании дорожных одежд с тонкослойными битумоминеральными покрытиями ( 3 — 5 см ) или слоями износа в виде двойной поверхностной обработки для нижележащих слоев следует предусматривать укрепленные грунты согласно табл. 38.

Таблица 37

Показатели свойств укрепленных грунтов Значение показателя
Для верхнего слоя основания или покрытия Для нижнего слоя основания
Предел прочности на сжатие неводонасыщенных образцов при 20 °С, МПа, не менее 1,2 Не определяется
То же, при 50°С, МПа, не менее 0,7 То же
Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов при 20 °С, МПа, не менее 0,6 0,4
Набухание, % объема, не более 5 Не определяется
Коэффициент морозостойкости, не менее 0,6 То же

Примечание. Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 7 сут, за исключением коэффициента морозостойкости, который определяют на образцах, твердевших 28 сут.

Таблица 38

Виды укрепленных грунтов для устройства оснований Категория дороги Дорожно-климатическая зона
Грунты, укрепленные битумными эмульсиями или жидкими битумами, или каменноугольными вяжущими совместно с цементом или известью, а также битумными эмульсиями или сырой нефтью совместно с карбамидными смолами либо карбамидными смолами совместно с добавками ЛСТ (см. табл. 36) III, IV II — IV
Грунты, укрепленные минеральными вяжущими с добавками или без добавок ПАВ или активных веществ, I и II классов по прочности (см. табл. 35) III — V II — V
Грунты, укрепленные органическими вяжущими с добавкой или без добавок ПАВ или активных веществ (см. табл. 37) IV — V IV, V

7.42. При проектировании дорожных одежд капитального типа в качестве оснований следует применять укрепленные грунты согласно табл. 39.

7.43. При проектировании дорожных одежд с дополнительными теплоизолирующими (морозозащитными) слоями на дорогах I — III категорий в I — III дорожно-климатических зонах следует применять для этих слоев укрепленные грунты II и III классов по прочности (см. табл. 35).

Таблица 39

Виды укрепленных грунтов для устройства оснований Категория дороги Дорожно-климатическая зона
Грунты, укрепленные минеральными вяжущими, I и II классов по прочности (см. табл. 35) для оснований цементобетонных монолитных или сборных покрытий I — III I — V
Грунты, укрепленные битумной эмульсией совместно с цементом или карбамидоформальдегидной смолой совместно с сырой нефтью или сульфитнодрожжевой бражкой, I и II классов по прочности (см. табл. 36) для верхних слоев оснований асфальтобетонных покрытий толщиной 8 см и более I — III I — V
Грунты, укрепленные минеральными вяжущими с добавками или без добавок ПАВ или активных веществ, I и II классов по прочности для нижних слоев оснований асфальтобетонных покрытий I — III I — IV

Толщину морозозащитного слоя, полученную расчетом применительно к зернистым материалам, следует снижать на 25 — 40 %, учитывая уменьшение степени морозного пучения верхнего слоя земляного полотна при устройстве морозозащитного слоя из укрепленных грунтов.

7.44. При испытании укрепленных грунтов на морозостойкость методом водонасыщения число циклов замораживания-оттаивания и температуру замораживания назначают в зависимости от дорожно-климатической зоны и местоположения слоя укрепленного грунта в дорожной одежде в соответствии с табл. 40.

Таблица 40

Конструктивный слой дорожной одежды Число циклов замораживания-оттаивания (над чертой), температура замораживания (под чертой) при степени водонасыщения образцов из укрепленных грунтов для дорожно-климатических зон
I II III IV V
Верхний слой основания под двухслойное асфальтобетонное покрытие; основание под монолитное цементобетонное покрытие 50
-22° С
Полное
25
-22° С
Полное
25
-22° С
Полное
15
-10° С
Капиллярное
10
-5° С
Капиллярное
Нижний слой основания под двухслойное асфальтобетонное покрытие; основание под сборное железобетонное покрытие 25
-22° С
Полное
15
-10° С
Полное
15
-10° С
Полное
10
-5° С
Полное
5
-5° С
Капиллярное
Верхний слой основания под однослойное покрытие из минеральных материалов, укрепленных органическими вяжущими 30
-22° С
Полное
15
-22° С
Полное
15
-22° С
Полное
15
-10° С
Полное
10
-5° С
Капиллярное
Нижний слой основания под однослойное покрытие из минеральных материалов, укрепленных органическими вяжущими 10
-10° С
Полное
10
-10° С
Полное
5
-10° С
Капиллярное
Однослойное покрытие из укрепленного грунта с двойной поверхностной обработкой 15
-22° С
Полное
10
-22° С
Полное
10
-5° С
Капиллярное
5
-5° С
Капиллярное
Дополнительный слой основания (морозозащитный или теплоизоляционный) под двухслойное асфальто-бетонное или монолитное цементобетонное покрытие 15
-22° С
Полное
10
-10° С
Полное
10
-5° С
Полное

Примечания: 1. Коэффициент морозостойкости для укрепленных грунтов, применяемых в верхних и нижних слоях оснований, должен составлять не менее 0,75, а для дополнительных слоев — не менее 0,65.

2. В V дорожно-климатической зоне испытания проводят для районов строительства дорог, располагаемых севернее линии Баку — Нукус — Кзыл-Орда — Фрунзе.

7.45. При проектировании щебеночных оснований, укрепляемых пескоцементной смесью, следует применять щебень фракций 40 — 70 (70 — 120) и 5 — 40 мм.

Прочность и морозостойкость щебня должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267-82, ГОСТ 3344-83, ГОСТ 23254-78 и табл. 41.

Свойства пескоцемента и расход пескоцементной смеси должны соответствовать требованиям ГОСТ 23558-79 и табл. 42.

Таблица 41

Показатели свойств щебня Категория автомобильной дороги
I, II III IV, V
Марка по прочности на раздавливание в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже:
изверженных, метаморфических пород, шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии 800 600 600
осадочных пород 600 600 200
Марка по истираемости, не ниже ИIII ИIII ИIV
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, ° С:
от 0 до минус 5 15
от минус 5 до минус 15 25 15
от минус 15 до минус 30 50 25 15
ниже минус 30 75 50 25

Таблица 42

Показатели свойств щебня Категория автомобильной дороги
I, II III IV, V
Марка по прочности пескоцемента на сжатие 60 — 100 60 — 75 40 — 60
Глубина укрепления, см 10 — 15 5 — 10 5 — 10
Расход пескоцементной смеси, м3/100 м2 4 — 9 3 — 6 3 — 6

7.46. При проектировании щебеночных покрытий и оснований, устраиваемых методом заклинки, следует применять щебень по ГОСТ 8267-82, ГОСТ 3344-83, ГОСТ 23254-78 фракций 40-70 и 70-120 мм в качестве основного материала, а фракций 20-40, 10-20 и 5-10 мм — в качестве расклинивающего. При устройстве оснований для расклинки допускается применение смесей N 7, 8 и 9 по ГОСТ 25607-83.

Марки по прочности и морозостойкости каменных материалов должны соответствовать требованиям табл. 43. Прочность расклинивающего материала может быть на марку ниже основного.

Конструкция слоев оснований из щебня карбонатных пород марок 400 и ниже допускается без использования расклинивающего материала.

Таблица 43

Показатели свойств каменных материалов Для покрытий Для оснований
Категория автомобильной дороги
IV V I — III IV, V
Марка по прочности на раздавливание в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже:
щебня из изверженных и метаморфических пород 1000 800 800 600
из осадочных пород 800 600 600 300
из шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии 800 600 600 300
щебня из гравия Др12 Др16 Др16 Др24
Марка по истираемости ИII ИIII ИIII ИIV
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, ° С:
от 0 до минус 5 15 15 15
от минус 5 до минус 15 25 25 25 15
от минус 15 до минус 30 50 50 50 25
ниже минус 30 75 75 75 50

7.47. При проектировании щебеночных и гравийных покрытий и оснований из плотных смесей применяемые материалы должны отвечать требованиям ГОСТ 25607-83 (смеси N 3 и 5 для покрытий и N 1, 2, 4, 6 и 7 для оснований).

Марки по прочности и морозостойкости щебня и гравия, входящих в состав смесей, должны соответствовать требованиям табл. 44.

Таблица 44

Показатели свойств каменных материалов Для покрытий Для оснований
Категория автомобильной дороги
IV V I, II III IV, V
Марка по прочности на раздавливание щебня в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже:
изверженных и метаморфических пород 800 600 800 600 600
осадочных пород 600 400 600 400 200
гравия и щебня из гравия Др12 Др16 Др12 Др16 Др24
шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии 600 400 600 400 200
Марка по истираемости, не ниже ИIII ИIII ИIII ИIII ИIV
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, ° С:
от 0 до минус 5 15 15 15
от минус 5 до минус 15 25 25 25 15
от минус 15 до минус 30 50 50 50 25 15
ниже минус 30 75 75 75 50 25
Количество в щебне из гравия дробленых зерен, % по массе, не менее 70 50 80 70 25

В гравийный материал марки Др12 и выше, содержащий более 50 % зерен с гладкой поверхностью, рекомендуется добавлять щебень (щебень из гравия ) в количестве не менее 25 % по массе для лучшей его уплотняемости и повышения несущей способности покрытия.

7.48. В щебне из изверженных и метаморфических пород марок 800 и выше и осадочных пород марок 600 и выше для щебеночных покрытий дорог IV, V категорий содержание зерен пластинчатой (лещадной ) и игловатой форм не должно превышать 15 % по массе, а для оснований дорог I — III категорий — 35 %.

Щебень (гравий) для щебеночных и гравийных покрытий по водостойкости должен быть 1-й марки, а для оснований — не ниже 2-ой марки.

Щебень (гравий) для щебеночных и гравийных покрытий по пластичности должен быть марки Пл1, а для оснований на дорогах I-III категорий — не ниже марки Пл2 и на дорогах IV, V категорий — не ниже марки Пл3.

7.49. Песчано-гравийные (песчано-щебеночные) смеси для дополнительных слоев должны отвечать требованиям ГОСТ 25607-83 и табл. 45.

Коэффициент фильтрации смесей для дополнительных слоев основания должен быть не менее 1 м/сут.

Щебень (гравий), содержащийся в смесях для дополнительных слоев оснований на дорогах I-III категорий, должен иметь марку по прочности не ниже 200 (Др24 для гравия или щебня из гравия).

Таблица 45

Номер смеси Полный остаток, % по массе, на ситах с размером отверстий, мм
70 40 20 10 5 2,5 0,63 0,16 0,05
1 0 10-20 20-40 25-65 40-75 60-85 70-90 90-95 97-100
2 0 0-5 0-10 10-40 30-70 45-80 60-85 75-92 97-100

Для дренирующих и морозозащитных слоев дорожных одежд можно допускать без дополнительных испытаний пески по ГОСТ 8736-77, содержащие зерна размером менее 0,14 мм не более 25 % по массе, пылевидноглинистых частиц не более 5%, в том числе глинистых частиц для природного песка не более 0,5 % и для дробленного — не более 1 % по массе. Коэффициент фильтрации при максимальной плотности должен быть не менее 1 м/сут.

Для морозозащитных слоев допускается применять слабопучинистые песчаные грунты, которые удовлетворяют требованиям по величине коэффициента пучения и сдвиговым характеристикам, устанавливаемым расчетом на прочность и морозоустойчивость дорожной одежды, и имеют коэффициент фильтрации не менее 0,2 м/сут.

7.50. Покрытия должны иметь устойчивые во времени ровность и шероховатость поверхности, необходимые для обеспечения расчетных скоростей и безопасности движения.

Допускаемые отклонения по ровности проезжей части и поверхности оснований, а также уплотнения конструктивных слоев дорожной одежды должны соответствовать требованиям СНиП 3.06.03-85.

7.51. Шероховатые покрытия с применением каменных материалов, устойчивых против шлифуемости под воздействием движения, следует предусматривать для достижения стабильных во времени высоких значений коэффициентов сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части.

Требуемые значения коэффициентов сцепления для дорог I-III категорий в зависимости от особенностей их участков и условий движения при увлажненной поверхности покрытий приведены в табл. 46.

Таблица 46

Условия движения Характеристики участков дорог Коэффициент
сцепления
Легкие Участки прямые или на кривых радиусами 1000 м и более, горизонтальные или с продольными уклонами не более 30 ‰, с элементами поперечного профиля, соответствующими нормами табл. 4, с укрепленными обочинами, без пересечений в одном уровне, при уровне загрузки не более 0,3 0,45
Затрудненные Участки на кривых в плане радиусом от 250 до 1000 м, на спусках и подъемах с уклонами от 30 до 60 ‰, участки в зонах сужений проезжей части (при реконструкции), а также участки дорог, отнесенные к легким условиям движения, при уровнях загрузи в пределах 0,3-0,5 0,5
Опасные Участки с видимостью менее расчетной; подъемы и спуски с уклонами, превышающими расчетные; зоны пересечений в одном уровне, а также участки, отнесенные к легким и затрудненным условиям, при уровнях загрузки свыше 0,5 0,6

Примечание: Коэффициенты сцепления установлены динамометрическим прицепным прибором ПКРС-2 без учета снижения их в процессе эксплуатации дороги. При использовании других приборов (в частности, портативных) их показания должны быть приведены к показаниям прибора ПКРС-2.

Указанные в табл. 46 значения коэффициентов сцепления следует обеспечивать:

устройством шероховатой поверхности способом поверхностной обработки или втапливанием щебня марки по прочности не ниже 1000;

устройством покрытий из асфальтобетонных смесей типов А и Г, а также Б при использовании щебня марки по прочности не ниже 1000 и дробленого песка или отсевов дробления изверженных горных пород;

специальной отделкой поверхности цементобетонных покрытий.

7.52. Для дорог III и IV категорий на участках с легкими условиями движения ( по табл. 46 ) допускается устройство покрытий из асфальтобетонных смесей типов В и Д.

Такие покрытия рекомендуется также предусматривать на велосипедных и пешеходных дорожках, на площадках павильонов у остановок автобусов, на территории автозаправочных станций, площадках отдыха и т. п.

Крупношероховатые поверхности с высотой выступов 10 — 12 мм, получаемые путем поверхностной обработки с применением щебня размером 25 — 35 мм, рекомендуется предусматривать для устройства поперечных («шумовых») полос на подходах (на расстоянии 250 — 300 м) к опасным участкам дорог. Ширину поперечных полос следует принимать 5 — 7 м, расстояние между полосами — от 30 м в начале до 10 — 15 м в конце. В промежутках между полосами покрытие должно иметь шероховатую поверхность с параметрами, соответствующими опасным условиям движения (по табл. 46).

7.53. При проектировании оснований из фосфополугидрата сульфата кальция в качестве материала слоя или расклинивающего материала при устройстве щебеночных оснований следует применять материал непосредственно с технологических линий завода. По химическому составу материал должен содержать сульфата кальция (СаSО4) в пересчете на сухое вещество не менее 90%, пятиокиси фосфора (Р2О5) — не более 5%, химически связанной воды — не более 7%.

Пределы прочности образцов фосфополугидрата сульфата кальция, приготовленных и испытанных по ГОСТ 23558-79 в возрасте 28 сут, должны характеризоваться следующими показателями: на сжатие — 2; 4; 6; 7,5 Мпа, на раскалывание — 0,3; 0,6; 1,0; 1,3 Мпа, растяжение при изгибе — 0,6; 1,2; 2; 2,5 Мпа соответственно.

Водостойкость уплотненного материала в возрасте 28 сут должна отвечать требованиям ГОСТ 25607-83. Коэффициент размягчения, определяемый как частное от деления прочности образца на сжатие, испытанного в водонасыщенном состоянии, к прочности образца в сухом состоянии, должен быть не менее 0,7. По морозостойкости, определяемой по ГОСТ 23588-79, материал должен иметь марку Мрз15 или Мрз25.

Основание их фосфополугидрата сульфата кальция следует устраивать при температуре воздуха не ниже 5 °С.

Область применения фосфополугидрата сульфата кальция в зависимости от его прочности и морозостойкости следует назначать в соответствии с п.7.36 и табл. 34, а также в соответствии с п.7.45. и табл. 42.

Фосфополугидрат сульфата кальция для достижения максимальной прочности основания следует укладывать и уплотнять при оптимальной влажности (20-25%) в течение суток после выпуска с химического завода.

При использовании материала с влажностью выше оптимальной (25-35%) он должен быть распределен, взрыхлен для доведения до влажности, близкой к оптимальной, и после этого уплотнен. При этом все работы должны быть закончены не позднее трех суток со дня выпуска фосфополугидрата сульфата кальция с завода.

Прочность основания в этом случае уменьшается на 20-30% в зависимости от срока окончания всех работ.

При расчете потребности материала коэффициент уплотнения следует принимать равным 1,5-2,5 и уточнять пробным уплотнением. Для улучшения сцепления слоев дорожной одежды в поверхностный слой основания следует втоплять щебень фракции 10-20 или 20-40 мм (1м3 на 100м3 поверхности). Во 2-м и 3-м типах местности по условиям увлажнения основание снизу и сверху следует защищать гидроизолирующими прослойками.

(в ред. Изменения N 2)

Время чтения: 15 минут

Нет времени читать?

Отправим материал Вам на:

Содержание автомобильных дорог – задача, которая подвластна только серьёзным дорожным службам и технологиям. От качественного анализа текущего состояния полотна и устранения мелких и крупных повреждений зависит безопасность участников движения.

Хотите знать, как специалисты и рабочие обеспечивают долгую жизнь дорог? На каких нормативах этот многосложный процесс основывается и что в себя включает? Тогда читайте далее нашу статью. В ней мы рассказали о функциях и нормативной базе содержания автодорог, а также привели виды работ как в летний, так и зимний периоды, которые призваны улучшить состояние всех элементов дороги, так и повысить безопасность каждого из нас, едущего в автомобиле.

Описание и функция содержания автомобильных дорог

Содержание автомобильных дорог представляет собой осуществление определённой совокупности действий, направленных на отслеживание состояния дорожного покрытия, дорожных знаков, прилегающей к дороге территории и своевременного устранения различного рода повреждений всей этой системы, которые могут угрожать безопасности движения автотранспорта.

Устройство дорожного полотна автомобильных дорогОписание и функция содержания автомобильных дорог

Такие меры требуют круглогодичного применения из-за нахождения дорог под открытым небом и постоянных изменений климата в соответствии со сменой времён года. Поэтому ремонт и содержание автомобильных дорог дорожные службы осуществляют постоянно в течение всего года.

Только своевременное и качественное выполнение профилактических работ по содержанию автомобильных дорог сводит на нет показатели ухудшения их состояния.

Например, сохранение изначальной геометрической формы придорожной полосы автомобильной дороги предполагает постоянное отслеживание состояния всех связанных с водоотведением систем и в случае необходимости проведение корректировки прилегающей к дороге территории.

Необходимо следить за полосами отведения, соприкасающимися с нестабильным из-за подтоплений грунтом, когда дороги проходят по заболоченной, склонной к проседанию грунта, местности.

Существуют нормативы Минтранса России и методологические рекомендации соответствующих органов исполнительной власти, регламентирующие выполнение работ, направленных на образцовое содержание автомобильных дорог.

Все работы по поддержанию автомобильных дорог в рабочем состоянии проводятся организациями, с которыми заключаются контракты в установленном законом порядке.

Нормативы содержания автомобильных дорог

Устройство дорожного полотна автомобильных дорогНормативы содержания автомобильных дорог

  • ГОСТ 32965: Методы учета интенсивности движения транспортного потока
  • ГОСТ 33161: Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах
  • ГОСТ 33180: Требования к уровню летнего содержания
  • ГОСТ 33181: Требования к уровню зимнего содержания
  • ГОСТ 33220: Требования к эксплуатационному состоянию
  • ГОСТ 33388: Требования к проведению диагностики и паспортизации
  • ГОСТ Р 50597: Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля
  • ГОСТ Р 56421: Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования безопасности при эксплуатации
  • ГОСТ Р 58861: Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт и ремонт. Планирование межремонтных сроков
  • СП 34.13330.2012: “СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги”

Примечание. Перед применением данных стандартов необходимо удостовериться в их актуальности на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или в ежегодном информационном указателе “Национальные стандарты”.

Правила содержания автомобильных дорог

Устройство дорожного полотна автомобильных дорогПравила содержания автомобильных дорог

Для организации и проведении работ по содержанию автомобильных дорог необходимо придерживаться следующих правил.

  1. В первую очередь следует сделать всё возможное для того, чтобы проводимые работы не сказались на безопасности дорожного движения.
  2. Дорожная служба следит за восстановлением проходимости дорожного транспорта в случае появления непредвиденных обстоятельств. Также она может и ограничить его или запретить, если создаётся угроза жизни.
  3. Приём законченных работ по ремонту или реконструкции автомобильных дорог производится представителями организаций, которые заключили договор подряда, и только в том случае, если соблюдены все условия его выполнения.

При составлении смет на выполнение определённого вида работ необходимо в них включать:

  • очищение дорожного полотна от снега и различных предметов, которые создают угрозу для безопасности дорожного движения, посыпание реагентами, способствующими ликвидации его оледенения, ремонт и восстановление дорожных знаков и отбойников, выравнивание дорожного покрытия;
  • приведение в надлежащее состояние и обеспечение длительного функционирования всех окружающих автомобильную дорогу конструкций на полосе отвода.

Классификация работ по содержанию автомобильных дорог

Устройство дорожного полотна автомобильных дорогКлассификация работ по содержанию автомобильных дорог

Основные виды работ по надлежащему содержанию автомобильных дорог осуществляются в разных направлениях: по месту их проведения и целям.

1. На полосе отвода, земляном полотне и сооружениях водоотведения:

  • систематическое проведение работ по наведению разделительной разметки, очистке дорожного полотна от нежелательной растительности химикатами, вывоз мусора, вырубка кустарника и уборка последствий этой вырубки, уничтожение травы на полосах отвода и прилегающей местности;
  • постоянный мониторинг состояния всех сооружений водоотведения, своевременная прочистка и ремонт повреждений в ливневой канализации, всех видов дренажной системы;
  • сохранение стабильности откосов, насыпей, в случае необходимости – добавление грунта для их укрепления;
  • приведение в надлежащее состояние, выравнивание и укрепление «ползучих» обочин;
  • устранение несанкционированных въездов и съездов с трасс, мешающих беспрепятственному проезду автотранспорта и создающих аварийные ситуации, организация летних вариантов дорог для передвижения тракторов;
  • создание условий для сохранения окружающей природы;
  • осуществление маркировки придорожных полос.

Устройство дорожного полотна автомобильных дорог
2. На дорожных покрытиях:

  • создание ровного дорожного полотна, принятие мер по заполнению ям и неровностей на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, приведение в надлежащий вид придорожных бордюров;
  • ремонт и защита цементобетонных покрытий от всевозможных повреждений их поверхности, выравнивание или замена отдельных плит из дорожного полотна;
  • нанесение защитного эмульсионно-минерального покрытия на дорожное полотно (там, где начинают появляться неровности) и краски на асфальтобетонные и цементобетонные плиты;
  • устранение выбоин глубиной до 30 мм наложением двух слоев эмульсионно-минеральной смеси; заполнение полос наката чёрным щебнем или асфальтобетоном и создание защитного слоя из эмульсионно-минеральной смеси на всю ширину покрытия;
  • применение специального изолирующего мелкозернистого состава для локализации появляющихся на дорожном полотне трещин;
  • наложение новых слоёв покрытия из асфальтобетона на небольших по протяженности (до 20 м) участках дороги;
  • добавление щебня или гравия для выравнивания дорог из этих материалов; улучшение состояния грунтовых дорог путём добавления сыпучих пород, до 100 куб. м на 1 километр;
  • обработка дорог жидким пылеподавляющим реагентом;
  • постоянное отслеживание состояния дорог с грунтами, состоящими из отдельных мелких частиц и подверженными морозному пучению.

3. По приведению в порядок дорожных покрытий, сооружений и построек вдоль дорог, созданию беспрепятственного и безаварийного движения автотранспорта:

  • мониторинг состояния дорожных знаков, своевременная замена испорченных и размещение новых;
  • отслеживание характера изменений, происходящих с вертикальной и горизонтальной разметкой как на дороге, так и на прилегающих строениях, приведение её в надлежащий вид;
  • ремонт, устранение потерявших свой вид дорожных ограждений и размещение новых направляющих устройств;
  • поддержание чистоты вокруг остановок общественного транспорта, пешеходных переходов, мест для отдыха, шумозащитных сооружений и туалетов; приведение в порядок памятников архитектуры, расположенных вдоль дорог;
  • мониторинг состояния и размещение беседок, скамеек, систем водоотведения и их соответствия санитарным нормам в местах отдыха;
  • содержание в чистоте и, в случае неприглядного вида, покраска окружающих дорогу строений;
  • применение соответствующих мер по созданию и обустройству объездных путей в случаях появления деформаций дорожного покрытия из-за подтопления, наледи, заносов, а также при невозможности проезда автотранспорта через мосты;
  • мониторинг состояния и размещение всевозможных сооружений и приборов, отслеживающих движение автотранспорта, а также измеряющих температуру и высоту снеговых заносов;
  • осуществление своевременной оплаты за электроэнергию, которая идёт на освещение дорог; поддержание в рабочем состоянии состоящих на балансе у организаций, отвечающих за содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений, линий электроснабжения дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок, паромных переправ; замена при необходимости нерабочих источников света, подведение проводов, кабелей и других составляющих, которые способствуют необходимому освещению дорог; отслеживание работы расположенных вдоль дороги трансформаторов;
  • наблюдение за состоянием и приведение в надлежащий вид находящихся на балансе автомобильных дорог сооружений различных видов связи, а также светофоров, дорожных знаков, боковых дорожных ограждений, различных устройств, применяемых на дороге для создания беспрепятственного движения автотранспорта; обеспечение своевременного диспетчерского или автоматизированного управления движением;
  • содержание в рабочем состоянии находящихся на балансе автомобильных дорог построек, в которых измеряется вес грузового транспорта, осуществляется наблюдение за изменяющимися погодными условиями и проводится их анализ, а также отслеживаются параметры движения автотранспорта.

Содержание автомобильных дорог в летний период

Устройство дорожного полотна автомобильных дорогСодержание автомобильных дорог

1. Обеспыливание дорожных покрытий

Пыль появляется на дорожном покрытии из-за его повреждений, связанных с изменением погодных условий, а также привносится туда на шинах автомобилей, заезжающих с грунтовых дорог или неукреплённых обочин.

Для борьбы с этим явлением применяются специальные смеси, уменьшающие риск появления неровностей дорожного полотна, а также снижающие возможность накопления пылевых частиц в воздухе, что неблагоприятно для здоровья жителей окружающих населённых пунктов.

В летнее время пылеподавляющий реагент используется не только на автомобильных дорогах, но и на автобусных остановках и неукреплённых обочинах.

Наибольшее внимание в этом отношении требуется дорогам, проходящим вдоль сельскохозяйственных угодий, имеющим смену высоты и направления, а также там, где они подходят близко к больницам и детским учреждениям.

Устройство дорожного полотна автомобильных дорогОзеленение дорог

2. Озеленение дорог:

  • проведение подготовительных работ для озеленения и создания лесопитомников;
  • выращивание или покупка саженцев;
  • создание снегозащитных лесных полос;
  • декоративное озеленение и посадки для предотвращения эрозии почвы;
  • мониторинг состояния деревьев и кустарников, посаженных вдоль дорог, своевременная их санобработка от вредителей, обрезка веток и устранение сухостоя, создание рвов вдоль дорожного покрытия для предотвращения пожаров;
  • посадка растений и травы на полосе отвода и разделительной полосе.

Устройство дорожного полотна автомобильных дорог
3. Прочие работы:

  • согласование с заказчиком сметной документации проекта, а также проверка его в действии;
  • оценка качества содержания дорог и дорожных сооружений;
  • обеспечение охраны автомобильных дорог в целом и отдельных дорожных сооружений, сторожевой и пожарной охраны;
  • создание условий для ограничения в установленном порядке движения транспорта на дорогах в весенне-осеннюю распутицу;
  • инвентаризация и паспортизация дорог, и отвод земель под дорожное строительство;
  • повседневное и периодическое проведение учёта интенсивности движения, а также осуществление работ по диагностике состояния автомобильных дорог, мостов, путепроводов и других прилегающих к дорогам сооружений;
  • создание информационных систем для сохранения данных о состоянии дорог, мостов и других дорожных сооружений;
  • проектирование размещения дорожных знаков и разметки в соответствии с необходимостью обеспечения безопасности дорожного движения;
  • оставление банка данных дорожно-транспортных происшествий и принятие участия в проведении расследований причин их возникновения;
  • содействие в упорядочении работы дежурно-диспетчерской службы и обеспечении всем необходимым работы метеорологов;
  • обеспечение инженерной и научно-технической поддержки для совершения наиболее сложных работ по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений.

Особенности зимнего содержания автомобильных дорог

Устройство дорожного полотна автомобильных дорогОсобенности зимнего содержания автомобильных дорог

  1. Изготовление, размещение, поддержание в рабочем состоянии снегозащитных панелей, заборов, использование особых способов укрепления грунтовых дорог в зимнее время.
  2. Изготовление, размещение, поддержание в рабочем состоянии временных снегозадерживающих сооружений (щитов, изгородей, сеток и др.); создание препятствий из снежных валов и траншей на придорожной полосе и их периодическое обновление.
  3. Очищение дорог от снежных заносов, устранение снежных валов с прилегающей к дорогам территории специальными бригадами; проведение технологических операций по выравниванию поверхности дорог и устранению продольного и поперечного профилей сыпучих покрытий.
  4. Проведение периодических работ по очищению от снега и льда автобусных остановок, павильонов и площадок отдыха.
  5. Полное очищение от снега и льда верхней поверхности оголовка подферменной плиты, служащей для установки опорных частей пролётов и опор мостов, а также лестниц и подходов к ним и зоны, примыкающей к насыпи.
  6. Поддержание в рабочем состоянии зимних автомобильных дорог и ледовых переправ.
  7. Устранение наледи, приготовление и хранение противогололедных материалов, установка и отслеживание состояния сооружений с противогололедными смесями и удобных подъездов к ним; бурение, обустройство и обслуживание скважин для добычи природных жидких материалов; создание и поддержание антигололёдного покрытия для расплавления всей массы льда.
  8. Обеспечение дорожных служб оборудованием для раннего обнаружения и прогнозирования образования наледи, а также машинами для нанесения антигололедных смесей на мостах, путепроводах, различных развязках.
  9. Проведение мероприятий по устранению наледи, размещение для решения этой задачи соответствующих сооружений.
  10. Обеспечение расчистки дорог от последствий схода лавин и проведение работ по предотвращению появления таких ситуаций.

Расчет затрат на содержание автомобильных дорог

Устройство дорожного полотна автомобильных дорогРасчет затрат на содержание автомобильных дорог

Каждая категория автомобильных дорог имеет свои, только ей присущие, нормативы для определения расхода финансовых вложений на содержание дорог этой категории и проведение текущего или капитального ремонта.

Уполномоченный на проведение таких работ орган для расчёта нормативов финансовых вложений должен:

  • составить список автомобильных дорог местного значения в каждой категории и искусственных сооружений на них;
  • определить уровень технического состояния автомобильных дорог местного значения в каждой категории;
  • привести полный перечень работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в каждой категории;
  • составить смету, отражающую необходимые мероприятия по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения;
  • определить источники финансирования для выполнения работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту автомобильных дорог.

И, наконец, следует отметить, что подрядные организации создают центры управления производством (ЦУП) для оперативного контроля за содержанием автомобильных дорог и ходом выполнения работ по их содержанию. Для реализации этой задачи данные центры имеют соответствующее техническое и программное обеспечение.

Содержание автомобильных дорог федерального значения, проводимое подрядными организациями, подразумевает осуществление соответствующих работ машинами и механизмами, оборудованными аппаратурой глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС).