Скользящая опалубка технология

Использование скользящей опалубки позволяет быстро залить монолитную ж/б конструкцию с хорошими эксплуатационными характеристиками, максимальный эффект достигается при бетонировании построек без проемов и выступов. Эта технология ценится за отсутствие швов, возможность заливки сложных архитектурных форм, сокращение сроков ведения работ, денежных и трудовых затрат. Основная сфера включает промышленное и гражданское строительство, но ряд приемов подходит и для индивидуальных застройщиков, простейшие варианты несложно сделать своими руками.

Оглавление:

  1. Что представляет собой опалубка?
  2. Руководство по бетонированию колодцев
  3. Полезные рекомендации

Описание технологии, нюансы применения в частном строительстве

Стандартный комплект включает два вертикальных щита с одинаковой площадью и гладкой поверхностью, систему домкратных рам на гидро-или электроприводе, балки и подпоры с обоих сторон, при необходимости в него добавляют навесные подмостки и внутренние настилы для размещения рабочих и материалов. Скользящая (подвижная) опалубка устанавливается на утрамбованную площадку или заложенную ранее ленту фундамента с выступающими прутьями металла. Конструкция армируется и заливается раствором, после первоначального схватывания щиты плавно поднимают вверх на 2—4 см. Все последующие работы ведутся без перерывов, их темп зависит от сроков застывания бетона (его марки и наличия в составе ускорителей затвердевания) и объемов.

При соблюдении всех правил (а именно – непрерывного армирования, бетонирования, уплотнения и поднятия щитов вверх) использование скользящей опалубки считается экономически целесообразным при возведении зданий с высотой свыше 25 м и малом числе оконных проемов и технологических отверстий. Подобным требованиям отвечают дамбы, дымовые трубы, фундаменты, силосные башни, градирни, бетонные емкости различного назначения. В частном строительстве приобретение или аренда систем с домкратами оправдываются редко, их заменяют переставными с ручным подъемом щитов.

На практике это означает сборку по стандартной схеме, послойную заливку бетона на высоту до 80 см с уплотнением через каждые 20 см и соблюдение перерыва до набора им минимально допустимой прочности. После этого щиты отрывают и передвигают по вертикали, повторяя циклы до достижения требуемой высоты. Получаемую конструкцию нельзя назвать бесшовной, но такая технология является хорошей альтернативой при отсутствии возможностей ведения непрерывного бетонирования. В частном строительстве таким образом собираются опалубки для заливки бетонных столбов, фундаментов, колодцев, или их восстановления.

При необходимости можно самому сделать систему домкратного типа. Для изготовления потребуются одинаковые щиты с гладкими внутренними стенками (листы металла или влагостойкой фанеры), деревянные брусья с сечением от 10 см, высокопрочные вертикальные стержни и рамы. К обязательному условию относится надежная фиксация арматуры, удерживающей всю конструкцию, к основанию постройки (чаще всего ее приваривают к заранее заложенным металлическим выступам с внешнего края фундамента). При необходимости высота стержней наращивается дополнительно. Домкраты размещают в рамной части, их рекомендуемая минимальная грузоподъемность составляет 10 т.

Руководство по сборке опалубки скользящего типа для бетонирования колодца

Стандартная схема углубленного резервуара для воды на частном участке включает толстый слой дренажа (так называемый донный фильтр), «бетонный нож», заостренный с внутренней стороны, стенки колодца, место для установки насоса и отмостку из рулонных гидроизоляционных материалов, закопанную по периметру внешнего кольца. Бетонирование проводится в период самого низкого УГВ, оптимальным временем считается ранняя осень. Глубину закладки выбирают исходя из постоянного уровня, при наличии насоса или аналогичного оборудования вода должна быть выше участка его расположения как минимум на 1 м. Рекомендуемая схема действий при сооружению опалубки для колодца и заливки ее бетоном включает следующие этапы:

  • Земляные работы, выкапывание формы для заливки «бетонного ножа».
  • Бетонирование нижнего кольца, заостренного снизу.
  • Изготовление и установку скользящей опалубки из листа стали толщиной в 1,5 мм, прикрепляемого к каркасу из деревянного бруса или друг к другу с помощью гаек или болтов, отверстия под них просверливаются заранее. Внутренние и внешние полосы стягиваются отдельно, все крепежи выводятся наружу.
  • Армирование стенок колодца путем втыкания вертикальных прутьев с сечением в 6-8 мм и шагом около 10 см.
  • Заливка на треть бетоном с высокой маркой прочности, укладка продольной арматуры, заполнение кольца до верхнего края, выгонка излишков воздуха штырями или трубой с запаянным концом.
  • Снятие болтов и поднятие металлических щитов для закладки следующего участка, повтор этапов армирования и бетонирования.
  • Засыпка стен песком или уплотненным грунтом.

Для достижения нужного результата посередине внутреннего кольца устанавливают 2 деревянных крестовины, а между ним и наружным листом – 10-12 распорок с длиной, соответствующей сечению конструкции. Внутреннее кольцо выполняется на 10 см меньше внешнего. Опалубка опускается в котлован в собранном виде и регулируется с помощью отвесов.

Существует два варианта формирования стенок колодца: непрерывный и поэтапный. Второй способ описан в приведенной пошаговой инструкции, первый заключается в использовании бетона высокого качества (от М500) и поднятии щитов на 2-3 см каждые 10 мин после первоначального схватывания раствора (по аналогии с заливкой монолитных стен высотных домов).

Круглая форма необязательна, при выполнении работ своими руками сделать опалубку в виде квадрата или прямоугольника проще.

Советы и рекомендации

Прежде всего следует определиться с объемом возводимой конструкции и возможностью ее непрерывного бетонирования. При ведении работ без технологических перерывов акцент делается на качестве бетона, он заливается послойно по 20-30 см с обязательным уплотнением. Лучшие результаты достигаются при применении глубинного вибратора. Важно помнить – сооружать новый ярус стен или ленты разрешается исключительно после формирования предыдущего по всему периметру опалубки, перекосы или неравномерное распределение смеси недопустимы.

Вне зависимости от способа перемещения щитов уделяется внимание их гладкости с внутренней стороны. Все крепежи закладываются с выводом наружу, в отличие от стандартных разборных разновидностей это необходимо не сколько для упрощения процесса демонтажа, как для получения качественной поверхности и беспрепятственного скольжения палубы. Основные сложности возникают по ходу армирования и при монтаже закладных элементов. Следует помнить, что вязка каркаса снаружи невозможна, вертикальные прутья наращиваются без перерывов, в целях экономии времени заложение горизонтальных рядом лучше совмещать с уплотнением бетона. Для повышения прочности в обоих случаях мастера советуют использовать качественную рифленую арматуру.

Помимо вышеперечисленного для упрощения работ при сборке и перемещении скользящей опалубки и с целью получения прочной конструкции с максимально ровными и бесшовными стенками рекомендуется:

1. Покрыть внутреннею сторону щитов двумя слоями акриловой краски.

2. Разместить в верхней части опалубки легкий деревянный настил для инструментов.

3. Всегда проверять вертикальность расположения щитов и опор с помощью откосов. При риске перекоса стоит провести их дополнительное скрепление металлическими уголками.

4. При высоком давлении бетонного раствора усиливать стенки с применением бруса или профильных труб. По аналогии с основными все дополнительные крепежи выводятся наружу.

5. Предусмотреть меры по предотвращению засыпания строительного котлована землей. Это актуально при заливке фундаментов, колодцев и аналогичных подземных сооружений. Самым простым вариантом является настил по его краям рубероида.

6. Все закладные элементы готовятся заранее, сделать проемы нужного размера можно только при использовании специальных стальных или деревянных конструкций.

7. При необходимости непрерывного бетонирования стоит составить график ведения работ или как минимум рассчитать объем заливаемого раствора за раз.

Возведение монолитных сооружений требует много времени и сил, поэтому в строительной сфере постоянно появляются новые технологии, ускоряющие процесс заливки бетона. Одной из них является скользящая опалубка (или как ее еще называют – подвижная). Благодаря конструкции этого типа можно возвести прочную и надежную постройку за короткий период времени. Готовое сооружение будет обладать хорошими прочностными, тепло- и звукоизоляционными характеристиками.

Рассмотрим подробнее устройство скользящей опалубки, целесообразность ее использования и метод монтажа.

Сфера использования и конструкция

Конструкция скользящей опалубки представляет собой 2 ряда одинаковых щитов высотой до 1,2 м, усиленных с помощью деревянных балок. Щитовой каркас соединяется с металлической рамой, на которой устанавливаются домкраты, позволяющие равномерно поднимать конструкцию.

Домкраты для скользящей опалубки могут быть:

  1. Ручными. Это самый дешевый вариант, однако, ручные домкраты нуждаются в частом ремонте. Кроме этого, их очень неудобно использовать при строительстве своими руками.
  2. Гидравлическими. Оборудование этого типа встречается намного чаще. Такие системы работают благодаря подключенным насосам, которые позволяют функционировать сразу всей группе домкратов.
  3. Электрическими. Такие модели стоят дороже всего, однако, они считаются самыми современными, благодаря безотказной работе и малому весу. При использовании домкрата не придется прилагать много усилий.

Несмотря на то, что бетонирование с помощью подвижной опалубки позволяет значительно сэкономить время на строительстве, процесс установки скользящего каркаса считает довольно специфическим. Такая конструкция будет оправдана только в том случае, если вы строите:

  • расположенные рядом высотные сооружения;
  • одиночное здание, высота которого превышает 25 м;
  • силос;
  • дымовую трубу;
  • градирню;
  • колодец.

Для возведения частного жилого дома своими руками такая технология используется очень редко, из-за того, что будет осложнена организация оконных и прочих проемов, отверстий для коммуникаций и многого другого. В этом случае обычная фиксированная вертикальная опалубка будет более оптимальным и простым вариантом.

Помимо этого, стоит обратить внимание и на другие недостатки и преимущества скользящей опалубки.

Аренда крупнощитовой опалубки: почему выгодно?

Наша компания гордится условиями предоставления крупнощитовай опалубки для своих клиентов, потому что на это есть множество причин:

  1. Самый широкий арендный парк опалубки.
  2. Возможность не чистить оборудование при возврате.
  3. Любой срок аренды от 10 дней.
  4. Минимальный взнос обеспечения, либо его полное отсутствие (обсуждается индивидуально).
  5. Скидочная система: оплата от 2-х месяцев – скидка 15%, от 3-х месяцев – скидка 20%.

Область применения.

Крупнощитовая опалубка применяется, как правило, в домостроении, а также при строительстве высотных и широких объектов, таких как тоннели, мосты, ангары, производственные помещения различного назначения, лифтовые шахты и прочее. Чаще всего, область применения опалубки зависит от ее разновидности. В общем, можно выделить 3 основных вида опалубки:

  • стеновая: для взведения всех типов стен;
  • фундаментная: для ленточных фундаментов и плитных оснований;
  • для перекрытий: при заливке цокольных, межэтажных и чердачных классификационных сооружений.

В зависимости от разновидности опалубки определяется и область ее применения в различных строительных сферах.

=»text-align:>

Плюсы и минусы скользящей опалубки

Среди преимуществ такой конструкции:

  • высокий темп работы;
  • расходы на строительство сокращаются на 15-20%;
  • возможность возведения сложных конструкций с разной геометрией.

При этом такие каркасы обладают массой недостатков (для частного строительства):

  • внутри опалубки сложно устанавливать армирующие каркасы;
  • заливка перекрытий становится более трудоемкой;
  • так как заливка бетонной смеси и подъем каркаса должны осуществляться непрерывно, потребуется целая строительная бригада;
  • при заливке бетона в зимнее время потребуются дополнительные расходы на прогрев раствора;
  • при несоблюдении технологического процесса установки конструкции, эффективность использования скользящей опалубки сильно снижается;
  • для конструкции этого типа необходимо использовать бетон наивысшего качества и пластифицирующие добавки;
  • опалубка должна подниматься строго вертикально;
  • в случае ошибки, стоимость устранения дефектов будет очень высокой.

Если же вы планируете построить на загородном участке колодец, то скользящий каркас вполне можно использовать. Рассмотрим подробнее, как возвести опалубку в этом случае.

Технология использования перемещаемой опалубки

При монолитном строительстве к бетону предъявляются повышенные требования качества. Поскольку подвижная опалубка предполагает непрерывное заливание раствора, то главная задача — обеспечить равномерное застывание смеси в нижних слоях. При этом стоит помнить, что верхние слои должны оставаться жидкими. Поэтому технология заливки будет следующей — следующий слой бетонного раствора заливается и утрамбовывается до момента, когда нижний слой схватится. При монолитном строительстве посредством подвижной системы придерживаются ряда правил:

  • следующий слой должен быть по высоте идентичен предыдущему;
  • каждый слой подлежит утрамбовке;
  • бетонирование в скользящей опалубке выполняется постепенно. Заливаются слои высотой не менее 10 см, но не более 20 см, иначе технологичный процесс не будет выдержан;
  • слои складываются в ярусы величиной 60-80 см в каждом по 4-8 слоев;
  • амплитуда перемещения опалубочной системы должна быть равномерной, иначе ее прихватывания к жидкому бетону не избежать.

Если возводится высотное здание, можно использовать прерывное заполнение бетоном скользящей опалубки — технология в этом случае предусматривает применение специальных добавок в раствор, которые замедляют застывание.

Изготавливаем опалубку для колодца

Каркас для колодца можно изготовить самостоятельно или взять в аренду готовую форму.

Скользящая опалубка своими руками изготавливается из полуколец по следующей схеме.

При необходимости внутреннее кольцо можно сделать меньше на 10 см и тогда земельные работы уменьшатся на 20%.

Для подобной конструкции лучше брать металлические листы толщиной 1-1,5 мм, если использовать более тонкий материал (например, 0,8 мм), то опалубка будет не достаточно прочной. В свою очередь, слишком толстые листы (более 1,5 мм) значительно утяжелят конструкцию.

Полезно! Крепежные элементы не должны быть внутри, иначе они будут «цеплять» бетонный раствор. Лучше вывести все крепежи наружу.

Чтобы листы полукруга не смещались в процессе высвобождения опалубки, между ними необходимо установить бруски, толщиной порядка 20 мм. Также потребуется подготовить:

  • 12 «дистанционных» брусков длиной около 9,5 см (они буду располагаться между внешней и внутренней стенками конструкции).
  • 2 крестовины (как на рисунке ниже), с помощью которых вы сможете придать опалубке правильную цилиндрическую форму. Для изготовления крестовины достаточно соединить две доски крестом и скрепить их болтом.

В результате у вас должна получиться такая конструкция.

Демонтаж опалубки

После заливки всех ярусов конструкции выдерживают некоторое время, чтобы верхний ярус обрел начальную прочность. После чего можно приступать к демонтажным работам. Они должны проводиться специалистами с соблюдением правил технологии. Снятые с конструкции части опалубочной системы отправляют на хранение, так как они могут быть использованы многократно.

Итак, технология возведения монолитных сооружений при помощи скользящей опалубки – достаточно сложный процесс. Применяют её, в основном, в промышленном и профессиональном строительстве. В частном порядке можно применять этот вариант опалубочных систем для сооружения шахты колодца.

Монтаж опалубки для колодца

Оптимальным временем для рытья колодца считается период с августа по октябрь, когда уровень грунтовых вод спадает.

Прежде, чем начать монтаж опалубки и залить бетон, необходимо подготовить:

  • Донный фильтр. Для этого необходимо засыпать на дно колодца слой песка и щебня (толщина зависит от уровня грунтовых вод и особенностей рельефа).
  • Участок для насосного оборудования (если оно предполагается).
  • Слой гидроизоляции из рубероида или обычной плотной пленки.

Также на дне колодца устанавливаются рамы, на которых фиксируются домкраты.

Технология установки опалубки выглядит следующим образом:

  1. Соберите опалубку и опустите ее в котлован.
  2. Установите верхнюю и нижнюю крестовины.
  3. Уложите между внешней и внутренней стенками по 6 «дистанционных» брусков (сверху и снизу).
  4. Отрегулируйте опалубку по отвесу, чтобы она находилась в вертикальном положении.
  5. Смешайте цемент М 400 (или выше) и песок в пропорции 1:4, добавьте воду и щебень так, чтобы раствор перемешивался с трудом.
  6. Установите в опалубку продольную и поперечную арматуру (можно использовать стальные стержни или обычную проволоку).
  7. Залейте слой бетона выстой порядка 30 см и уплотните его штыкованием.
  8. Удалите дистанционные бруски.
  9. Дождитесь, пока стены первого яруса наберут начальную прочность, и начните поднимать конструкцию опалубки на 2,5 см каждые 10 мин.

Таким образом, с помощью подвижной опалубки можно довольно быстро изготовить колодец.

Полезно! Некоторые рекомендуют монтировать под первое кольцо колодца «бетонный нож», диаметр которого должен быть чуть больше самого кольца. Это делается для простоты спуска готовых колец. Однако, монтировать «нож» очень сложно, объем земляных работ увеличится, появится риск, что стенки колодца начнут отклоняться по вертикали.

Подобным методом можно осуществлять бетонирование и других объектов.

Описание технологии крупнощитовой опалубки.

Крупнощитовая опалубка стен устанавливается в три этапа:

  • монтаж арматурного каркаса;
  • монтаж опалубки с одной стороны в высоту всего этажа;
  • монтаж со второй стороны.

Далее в установленную систему поэтапно укладывают бетонную смесь, используя при этом закрепленные на внешней стороне щита подмости. Смесь укладывается слоями в 30-40 см, и уплотняется глубинными вибраторами при укладке. Бетон укладывается в соответствии со схемами разделения на зоны.

После полного застывания бетона производится демонтаж опалубочной системы.

Элементы конструкции.

Говоря об основных элементах конструкции – щитах, стоит сказать, что компания ГЛАВПРОЕКТ-22 работает со следующими щитами:

  • ЩИТЫ СТАЛЬНЫЕ;
  • ЩИТЫ УГЛОВЫЕ СТАЛЬНЫЕ;
  • ЩИТЫ ШАРНИРНЫЕ СТАЛЬНЫЕ;
  • ЩИТЫ РАСПАЛУБОЧНЫЕ СТАЛЬНЫЕ;
  • ЩИТЫ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СТАЛЬНЫЕ (ДЛЯ КОЛОНН).

Самоподъемная опалубка

Союз Советских Социалистистескии Республик, сви лцительно аявлено 15.01.74 (21) 198565 З/20-З; с присоединением заявкиГооударственнити хамит Сапата Министров ССС по делам изобретенийи отнрытий(23) Приоритет 3) Опубликовано 0 5) Дата опублико летень 1 З нЯ 29.06,7(72) Автор изобретения С, А, Мохов 71) Заявит Куйбышевский филиал Всесоюзного инсторганиэации энергетического строительств та по проектированию»Оргэцергострой» 4) САМ 0110 ДЪЕМ 11 АЯ ОПАЛУБКА ции при подъеме опалубки, дня чего по ниэу опалубочцых шитов укреплены катки.На фиг, 1 изображен оплубочный шит,вид со стороны блока бетонирования; на и фиг, 2 — схема устаттовки опалубки ца блоке бетонирования, вортцкальвлй разрез; цафиг, 3 — то же, вид сверху; ца фиг, 4 -вертикальный разрез по блоку бегоиировантСамонодъемцая опалубка вктсючоот ола 10 лубочный шцт 1, оцирак шийс я иа жесткийкаркас с прогоцамц 2 и стойками 3 изстальных прокатных профилей, Соединениешита с каркасом вьшо 1 тноно с помощью винтовых долскратов, а прогонов со стойкалти е 1 электросваркой. Лтся соединения каркас:овсмежных опалубочиых шитов предусмотреныэлементы З 1 с отверс:тиямц для размешеция соединительных бол 1 ов, Стсйкн З жестько соединены с ригелялти 4, которые лаве» 20 вены ца раму 5 выдвижшях колонн 6. Каркас опалубки опирается осями 7 на ралсувыдвижных колонн, а катками 81- иа нарщные грани блока бетоцировция, Пыавижттьтеколон иы ь ооъединены жесткой рамой Ь, на 2 а которой размешеиы электромохаттнческие скольз выполи лее 3 ныл ивращаю не, повышают безво ла.Цель изобретения ции и снижение мас лубочных шитов, Эт упроссжестко ение конструк о каркаса она тся тем,тде Г-образцьть которых стига каркас опалубки вып элементов, горизонта соединена с рамой вом и тягами с та целью изобретения яв олнен в в льная час тдвижных оиц шар нир лрепами, ляется с оме итиеци трения шей конструкИзобретение относится к области строительства и может быть использовано прп бетоиировании массивных бетонных сооруже ний, например плотин,Известна опалубка для возведения стен из монолитного бетона, включаюшая жесткий каркас с опалубочными шитами, подъемное устройство и домкратные стержни, заделанные в возводимую стетту, Однако такаяяшая опалубка имеет недостагки; при енин опалубочных шитов высотой бом каркас опалубки становится слаж тяжелым, домкратные стержни прется в колонны и, оставаясь в бетозвратные затраты метал итов о поверхность затвер 251) М, Ки.Е 01 С 1.1/203подьсмникц О, осуществляющие маневрирование колоннами, а также подъем рамы 5вместе с опалубочнымн щитками. Для фиксирования проектного положения каркаса опалубки рама 5 выполнена с тягами 10, снаб- бженцыми талрепами,Принцип работы опалубки заключаетсяв следующем.Сначала на поверхность блока бетонирования устанавливают, раму 5 с выдвижны- грми колоннами и подъемниками. После выверки;проектного положения рамы 5 на неенавешивают осями 7 опалубочные шиты 1,опирая их катками 8 на грани блока бетопирования. Затем фиксируют проектное положение каркасов опалубки талрепами, закрепленными на тягах 10, и соединяют,смежные каркасы болтами, размещеннымив.отверстиях элементов 3, Окончательновыверив положение опалубочных шитов 1 3)с помощью домкратов 1 а соединяющих шитыс прогонами 2, приступают к укладке, бетонной смеси. При высоте блока бетонирования 3 м бетонную смесь укладьгваютслоями толщиной 0,75-1,0 м, приподнимая 26поочередно выдвижные колонны в момент,когда производят разравнивание и уплотнение бетонной смеси в ближайшем окруженииколонны. После завершения процесса уплоч 30,ггення бетонной смеси колонну опускают непрокладку иэ полимерной пленки, уложи.ную на поверхность бетонной смеси, Пойкончании бетонирования блока, после выдерживания бетона до приобретения им дьстаточной прочности, опалубочный шит 1открывают от бетона домкратами, ослабляют талрепами тяги 10 и поднимают шитына высоту блока бетонирования. формула изобретения1. Самоподъемная опалубка, содержащая жесткий каркас с опалубочными шитами и выдвижнъге колонны, объединенныерамой, о т л и ч а ю ш а я с я тем, что,, — с целью упрощения конструкции,:и снижения массы жесткого каркаса опалубочныхшитов, он выполнен в виде Г образных элементов, горизонтальная часть которых соединена с рамой выдвижных колонн шарнироми тягами с талрепами,2, Самоподъемная опалубка по п, 1,о т л и ч а ю ш а я с я тем, что, с цельюснижения трения шитов о поверхность затвердевшей конструкции при подъеме опалубки, по низу опалубочных шитов укреплены катки,коь Тираж 88 одпнсн Пнтентф, г. У Филиал П 1 Состааитезьдактор илзло Техред 1 К акая 5 РР, 1 Изд. Ж ИНИИГИ Госуда ств р еиного комнтепо делам изобретениЙ Москва, 1 И 035, Рауа
Смотреть

Порядок бетонирования стен в скользящей опалубке следующий. Опалубочные формы, установленные на фундаменте сооружения, наполняют бетонной смесью в течение 2,5… 3,5 ч на половину их высоты (на 600 мм) и после некоторого перерыва выполняют пробное под­нятие форм на 10…20 мм, чтобы убедиться, что бетон­ная смесь не вытекает из-под них. На это обстоятельст­во следует обратить особое внимание, так как утечка смеси или «молока» резко снижает качество бетона у самого низа стены. Чтобы избежать вытекания смеси через щель между опалубкой и верхом площадки, на которую она опирается, на опорной площадке фунда­мента (или подвального перекрытия, или цокольного этажа) монтируют перед укладкой первых порций бе­тонной смеси легкие нашельники из кровельной стали или фанеры, либо тканую металлическую сетку, при­крепляемую к низу арматуры. Иногда бетонируют в стационарной опалубке на высоту 100…120 мм коль­цо, которое служит как бы нижним слоем бетона для подвижных форм. Дальше ведут нормальный непрерыв­ный подъем опалубки с укладкой бетонной смеси рав­номерными слоями высотой не более 200 мм в тонких стенах и 250 мм в остальных конструкциях. Целесооб­разно укладывать бетонную смесь слоями предельно допустимой толщины. В процессе бетонирования верх­ний уровень бетонной смеси должен быть всегда ниже верха опалубки на 50 мм.

Бетонную смесь уплотняют стержневым вибратором с гибким валом. Диаметр наконечника вибратора равеи 25 мм при толщине стены 200 мм и 50 мм при большей толщине стены. Чтобы не повредить нижележащие твер­деющие слои бетона, стержень вибратора не следует упирать в опалубку или арматуру.

Темп укладки бетонной смеси должен соответство­вать наиболее выгодной рабочей скорости подъема форм, при которой бетон, освобождающийся от опалуб­ки, будет твердым на ощупь, но следы от щитов опа­лубки можно легко загладить.

Укладку бетонной смеси следует вести, как правило, непрерывно: интервалы между подъемами опалубки не должны превышать 8 мин. При необходимости устрой­ства длительного перерыва формы заполняют до верха, выравнивая верхний слой бетона по всему контуру форм на одном уровне. Перед возобновлением бетонирования поверхность ранее уложенного бетона должна быть об­работана.

По окончании бетонирования необходимо продол­жать подъем форм до конца схватывания цемента в верхнем слое бетона и появления между II стенками опалубки различимого на глаз зазора. Формы следует поднимать с небольшой скоростью с тем, чтобы к концу подъема превышение верхней кромки опалубки над бетоном было не более 400 мм.

В ряде случаев можно применять более простое ме­роприятие против сцепления уложенного бетона с опа­лубкой — периодический подъем и опускание опалубки в пределах одного шага — так называемый «шаг на месте».

Поверхность стен, бетонируемых в подвижной опа­лубке, следует затирать немедленно по выходе бетона из форм, а отделку на данном уровне выполнять не позднее чем через 4… 5 ч после поднятия форм со спе­циальных подмостей, подвешенных к формам. Бетон затирают стальными терками без добавления раствора, лишь слегка смачивая водой с помощью кисти. Одно­временно заделывают раковины и исправляют дефекты бетонирования.

При производстве бетонных работ в скользящей опа­лубке необходимо постоянно иметь в виду, что бетонная смесь в подвижных формах имеет в различных слоях по высоте разные свойства. Верхний слой свежеуложенной смеси плотно прилегает к опалубке, его пристанная часть плотно с ней сцеплена и для преодоления силы сцепления при подъеме требуется механическое усилие, осуществляемое домкратами. Непосредственно у опа­лубки пристенный слой представляет собой пленку с пузырьками воздуха. Во втором, среднем слое, уложен­ном 2…4 ч назад, контакты между опалубкой и бетон­ной смесью уже нарушены вследствие схватывания цементного теста, приводящего к некоторому уменьше­нию объема, и возникновения у смеси упругопластиче­ских свойств. Однако под давлением верхнего слоя смесь «раздается» вширь и возникают силы сухого тре­ния между бетоном и опалубкой, преодолеваемые меха­низмом подъема опалубки.

В нижнем (третьем) слое уже заметен зазор между опалубкой и бетоном, обусловленный «конусностью» опалубки. «Молодой» бетон постепенно твердеет. Осво­божденный от форм четвертый слой способен воспри­нимать нагрузку от вышележащего веса бетона и тре­бует ухода, соблюдения влажностного и температурного режима; его прочность на сжатие составляет обычно всего 0,4.,. 0,8 МПа.

В процессе подъема опалубки необходимо тщатель­но следить за соблюдением проектной толщины защит­ного слоя арматуры (обычно 25 мм), не допуская попа­дания в этот слой крупных фракций заполнителя, при­водящих подчас к «срывам» бетона при подъеме. Под­вижность бетонной смеси должна быть не свыше 12 см. Целесообразно применение в составе бетона пластифи­цирующих добавок.

В системе Главмосстроя для этой цели применяют разравниватель бетонной смеси на базе экскаватора Э-153. К стреле экскаватора подвешивают фигурную деталь с направляющей балкой, вдоль кото­рой вперед и назад перемещается каретка с разравни­вающей рамкой. Внутри рамки размещен двухчелюеь ной (закрываемый и открываемый гидроцилиндром^ ковш, который предварительно распределяет бетонную смесь по подстилающему слою. Разравниватель уста­навливают рядом с бетонируемой полосой и перемещают вдоль нее. При необходимости направляющую балку с помощью другого гндроцилиндра устанавливают в го­ризонтальное положение или под заданным углом. Бе- тоноразравниватель распределяет выгруженную на основание бетонируемой полосы бетонную смесь, а за­тем возвратно-поступательным движением каретки раз­равнивает ее.

Бетонную смесь уплотняют электровиброрейками, пе­редвигаемыми по маячным доскам, а в небольших по-

При бетонировании покрытия пола каждый провиб- рированный участок перекрывают электровиброрейкой на половину ее ширины; при бетонировании подстилаю­щего слоя — на 150 мм.

Если бетонный пол устраивают сразу в два слоя (под­стилающий слой и чистый пол), то нижний слой уплот­няют виброрейкой, установленной наискось между маячными досками (верх маячных досок отвечает уров­ню верха чистого пола). Для лучшей связи слоев верх­ний слой укладывают не позднее, чем через 2 ч после окончания укладки нижнего слоя, уплотняя его вибро­рейками, перемещаемыми по маячным доскам. Цемент­ное молоко, выступившее при уплотнении бетонной сме­си на поверхность подстилающего слоя или покрытия, удаляют легким скребком с резиновой лентой.

Параметры лопастной машины СО-135: производи­тельность— 100 м3/ч; ширина обрабатываемой поло­сы— 800 мм; масса — 55 кг. Промышленность выпус­кает также машину ОМ-700 производительностью до 150 м3/ч с массой 51 кг. Перед заглаживанием полезна предварительная обработка поверхности решетчатым валиком (конструкции ЦНИИОМТП). Валики могут быть одинарными и двойными.

При малых объемах работ окончательную отделку поверхности бетонного пола выполняют брезентовой прорезиненной лентой («полотенцем») шириной 300… 400 мм, концы которой прикреплены к валикам, служа­щим ручками. Длину ленты делают на 1 …1,5 м больше ширины бетонируемой полосы. Рабочие с лентой идут позади бетонщиков, заглаживая бетон, уложенный примерно на 30 мин ранее. К этому времени на поверх­ности бетона выступает тонкая пленка воды, которую сгоняют, затирая поверхность легкими продольными и поперечными движениями ленты. Продвигаясь таким образом вдоль фронта работ, рабочие через 15… 20 мин вновь возвращаются к заглаживаемому слою и оконча­тельно выравнивают поверхность более короткими дви­жениями ленты. Примерно через полчаса после этого бетон обрабатывают с перекидного мостика металличе­ским полутерком, обнажая зерна щебня, что создает хорошее сопротивление поверхности бетона истиранию.

Если высокой прочности на истирание не требуется, то по бетонной подготовке устраивают цементный пол из слоя цементного раствора, приготовленного на круп­ном песке. Для придания бетону повышенной плотности применяют железнение его поверхности: механическое — при помоши лопастной затирочной машины или руч­ное— стальными кельмами.

Железнение заключается во втирании стальным ин­струментом сухого, тщательно просеянного цемента в поверхность только что схватившегося бетона до появ­ления на нем ровного блеска. Цемент насыпают ров­ным, очень тонким слоем, после чего его с силой расти­рают. Если поверхность бетона сухая, ее перед посып­кой цемента смачивают водой до насыщения.

При устройстве монолитных бетонных покрытий по­лов существенного повышения качества и экономиче­ского эффекта можно достичь, применяя метод вакууми- рования бетона, т. е. отсасывание из тела бетона с по­мощью вакуум-насоса избыточной воды затворения. Для этого по окончании виброуплотнения бетонной смеси на поверхность бетона укладывают отсасывающие маты (фильтры), соединенные с вакуум-насосом. При разре­жении (создании вакуума), составляющем 60… 70%, из бетона удаляют около 20% содержащейся в нем во­ды, что снижает водоцементное отношение и повышает прочность, износостойкость и другие качества бетона. Одновременно происходит дополнительное уплотнение бетонной смеси, так как вследствие разрежения в си­стеме маты — бетон на нее сверху действует нагрузка, равная разности атмосферного давления и давления в бетоне, достигающая 70… 80 кН/м2. Продолжитель­ность вакуумирования зависит от подвижности бетонной смеси и составляет 1…2 мин на 10 мм толщины слоя уложенного бетона. Отсасывающие маты необходимо регулярно промывать, не реже одного раза в смену. При вакуумировании необязательно применение жест­ких смесей с малой осадкой конуса; можно применять пластичные смеси подвижностью 8…Ю см. Нормо- комплект машин и оборудования для бригады включает виброрейку, вакуум-насос с рукавами, всасывающие маты, заглаживающую машину и вспомогательный ин­струмент и приспособления.