Как укрепить бетонный пол в гараже?

Пропитка

«Классический» способ борьбы с бетонной пылью предполагает использование пропитывающих растворов, которые проникают в поры и микротрещины покрытия и связывают между собой бетонные частицы. Такие средства наносятся на очищенный засохший бетон, что делает возможным их применение даже спустя какое-то время после начала эксплуатации помещения. Пропитки разделяются на 3 типа:

  • Акриловые – используются при повышенных нагрузках на поверхность;
  • Полиуретановые – отличаются прочностью и долговечностью, однако нанесение этой пропитки сопровождается неприятным запахом. Считается наиболее универсальным вариантом;
  • Эпоксидные – имеют хорошую прочность и долговечность, но стоят дороже аналогов.

Все пропитки наносятся на очищенный бетон при помощи щеток или синтетических валиков. Наиболее оптимальным считается нанесение в 2 слоя.

Окрашивание

В качестве альтернативы пропитки нередко используется обычное окрашивание. При этом способе на бетонную поверхность сначала наносится грунтовка (обычно в 2 слоя). Затем ее покрывают слоем краски, которая образует барьер между окружающей средой и бетоном, не давая последнему пылить.

Важно! Часто окрашивание преподносится в качестве бюджетной альтернативы другим способам обеспыливания бетона. Однако следует понимать, что на практике экономия возможна только при использовании низкокачественных или неподходящих материалов. Специализированные краски и грунтовки для обеспыливания бетона стоят достаточно дорого.

Топпинги

К профессиональным способам обеспыливания бетона можно также отнести топпинги, которые наносят на еще не застывший бетон. По итогу использования топпинга на бетоне появляется прочное покрытие, которое препятствует образованию пыли, а также увеличивает износостойкость основного материала.

Благодаря повышенной износостойкости данный способ получил свою популярность при коммерческом строительстве помещений с высокой проходимостью. Но применение топпингов возможно и при частном строительстве, в том числе и гаражей.

Обратите внимание! Если вы решили использовать топпинг для обеспыливания бетона, то не стоит забывать, что это достаточно трудоемкий способ. К тому же применение топпинга требует специального оборудования – затирочной машины, часто называемой «вертолетом».

Монтаж резинового напольного покрытия

Еще один способ решить проблему пыли – уложить поверх бетонного пола какое-либо покрытие, например, рулоны или плитку из резины. В случае с рулонами монтаж покрытия более всего напоминает укладку линолеума. Во втором случае резиновая плитка просто укладывается стык в стык и закрепляется специальными замковыми соединениями.

Оба варианта не требуют особых знаний, усилий и времени. К сожалению, эти качества компенсируются высокой ценой материала, поэтому резиновое покрытие применяется достаточно редко.

Раствор ПВА

Завершить список способов обеспыливания бетона я хотел бы «народным» средством, которое подойдет тем, кто не готов выделять лишние деньги на решение данной проблемы. Для этого способа используется ПВА (обычно ПВА-м или ПВА-к), смешанный с водой, как правило, в соотношении 1 к 8. Полученный раствор наносится на бетонный пол по аналогии с пропитками, упомянутыми в начале статьи.

Важно! Учтите, что раствор ПВА не отличается высокими эксплуатационными характеристиками, поэтому применять его имеет смысл только как временное решение.

В заключение хотел заметить, что при обеспыливании бетонного пола не существует универсально решения. Поэтому выбор конкретного способа зависит прежде всего от закладываемого бюджета, размера помещения и условий последующей эксплуатации. В любом случае стоит помнить, что эффективность даже самого лучшего средства может существенно снизиться, если должным образом не подготовить (очистить, выровнять и т.д.) бетонное покрытие перед началом работ.

Для незащищенной бетонной стяжки в гараже характерно пыление: оседающие на пористой поверхности пола частицы пыли, истирание верхнего слоя – при движении авто или человека весь мелкий мусор поднимается и приносит дискомфорт. Чтобы предотвратить это явление, поверхность стяжки покрывают обивочными материалами или красят.

Суть обеспыливания

Чтобы в гараже цементный пол не пылил, стяжку железнят – покрывают сухим цементом по свежему раствору или укладывают дополнительный слой с полимерными топпингами. Назначение такого покрытия – закупорка поверхностных пор, уплотнение верхней структуры пола. Образуется плотная пленка, которая не дает пыли проникать в покрытие, по такому полу удобно делать уборку.

Если по каким-то причинам стяжка не была защищена топпингами и пол пылит, бюджет ограничен и нет времени сушить цемент, есть более удобный выход – покрасить бетон растворами глубокого проникновения. Они создают необходимый эффект:

  • Закрывают открытые поры на поверхности стяжки;
  • Гидрофобизируют верхний слой бетона, укрепляя его;
  • Предотвращают пыление, облегчают уборку помещения.

Покраска улучшает эстетические свойства пола, снижает его истираемость, повышает устойчивость к химическим реагентам и продуктам нефтепереработки.

Какая краска подойдет

Для покрытия пола подойдут устойчивые к истиранию краски:

  • Эпоксидная эмаль;
  • Резиновая краска;
  • Акриловая краска;
  • Полиуретановые растворы;
  • Алкидно-уретановые эмали.

Приведем обзор основных характеристики растворов.

Эпоксидная эмаль

Самая доступная и простая в использовании двухкомпонентная краска на основе эпоксидных смол. Ее можно наносить и на сухой пол, и на влажный бетон после укладки и первичного схватывания цементного раствора.

Преимущества:

  • Доступная цена – от 270 рублей за 1 кг;
  • Устойчивость к истиранию;
  • Нейтральность к химическим средам;
  • Не выгорает на свету и на солнце;
  • Быстрая скорость схватывания и высыхания ускоряет процесс ремонтных работ.

Недостатки:

  • Высокая скорость высыхания может быть и недостатком – краску необходимо перемешивать и наносить на большую площадь быстро, чтобы не образовывались переходы окрашенных участков и покрытие было равномерным.

Резиновая краска

Раствор изготовлен на основе растворенной резины, поэтому обладает рядом свойств этого материала:

  • Высокая эластичность;
  • Прочность к ударной нагрузке;
  • Гидроизоляция, устойчивость к влажности и нефтепродуктам;
  • Быстрое высыхание – по полу можно ходить уже через 30-60 минут;
  • Длительный срок эксплуатации – до 10 лет;
  • Достаточно нанесение одного слоя.

Недостаток:

  • Высокая стоимость. Хороший раствор стоит от 500 рублей за 1 кг.

Акриловая краска

Красящий состав на основе полиакрилата, растворенного в воде, относится к экологически чистым и надежным. Акриловая краска не имеет запаха и абсолютно нетоксичная, образует водонепроницаемую защитную пленку.

Преимущества:

  • Красящий раствор легко наносится на бетонную поверхность;
  • Сухое покрытие невосприимчиво к влаге и химическим агрессивным веществам;
  • Стойкость к ультрафиолетовому излучению;
  • В базовый раствор можно вводить красители и получать краску желаемого цвета;
  • Доступная цена – от 190 рублей за 1 килограмм.

Недостаток:

  • акриловая краска не так хорошо противостоит истиранию, чем резиновая или эпоксидная, поэтому ее стоит использовать в обычных гаражах – для мастерских она не подойдет.

Полиуретановая краска

Полиуретан – это универсальный полимер высокой прочности. Краски на его основе проникают в структуру бетона и упрочняют верхние слои, надежно закупоривая поры поверхности.

Преимущества:

  • Стойкость к влажности и нефтепродуктам;
  • Устойчивость к перепадам температур;
  • Полиуретан не боится истирания и царапин;
  • Краска образует глянцевое эстетичное покрытие.

Недостатки:

  • Высокая стоимость – более 300 рублей за 1 кг;
  • Глянцевое покрытие абсолютно гладкое, что снижает сцепление колес автомобиля с полом. Возникает необходимость в установке стоперов или укладке резиновых ковриков под автомобиль.

Алкидно-уретановые эмали

Краски алкидно-уретановые представляют собой композит алкида и полиуретана, поэтому раствор обладает преимуществами и недостатками этих компонентов.

Покрытие получается устойчивым к истиранию, но не пригодным для гаражей с интенсивным движением авто (мастерские, автосервисы). Поверхность пола получается глянцевой. Стоимость килограмма раствора – около 290 рублей и более.

Как в гараже правильно красить пол

Окрашивание предотвратит пыление пола в гараже, но основание перед покрытием нужно подготовить:

  • Крупный мусор выметают веником;
  • Необходимо провести влажную уборку – таким образом удаляется большинство скопившейся в порах пола пыли;
  • Покрытие основания грунтовкой глубокого проникновения снизит расход краски и прибьёт остатки пыли, уплотнит стяжку в верхних слоях.

Теперь можно приступать к окрашиванию. Для нанесения раствора используют валики со средним ворсом на длинной ручке.

Перед нанесением краски необходимо ознакомиться с инструкцией: одни составы можно наносить на влажное основание, другие – исключительно на сухое.

Окрашивание происходит следующим образом:

  • Краску наливают в лоток;
  • Валик окунают в краску и отжимают его. Это необходимо для равномерного распределения раствора по поверхности пола и ворсу, чтобы не образовывались наплывы;
  • Нанесение начинают от дальнего угла, двигаются квадратами вдоль дальней стены по направлению к выходу.

Важно красить качественно и быстро, особенно это касается быстросохнущих красок – края квадратов не должны засыхать. В противном случае покрытие будет неоднородным с эстетической точки зрения.

Для одних красок хватит покрытия из одного нанесенного слоя, для других – 2. Второй можно наносить только после высыхания первого слоя.

Загонять автомобиль в гараж можно после высыхания финишного покрытия, то есть через 12-24 часа согласно инструкции.

Бетон остается популярным видом покрытия пола гаража, благодаря относительной простоте укладки и дешевизне. Конечно, можно остановиться на простом земляном покрытии, но оно не обеспечит защиту от неблагоприятных погодных явлений, не сохраняет тепло внутри гаража, не обладает прочностью. В таком случае отсутствует гидроизоляция. Для качественного покрытия, которое прослужит долгие годы, необходимо выполнить все этапы заливки бетона от подготовки котлована из грунта до финишной окраски.

Особенности

Бетонное покрытие в гараже можно в дальнейшем покрыть краской, отделать деревом или кафельной плиткой либо оставить в первоначальном виде. Бетон можно залить самостоятельно своими руками, не прибегая к помощи специалистов со стороны.

Данный материал полностью подходит для пола, среди необходимых критериев, которым он соответствует, особо актуальны:

  • износоустойчивость;
  • влагоустойчивость;
  • прочность;
  • стойкость к химическим веществам;
  • огнеупорность;
  • долговечность.

Покрытие в гараже постоянно подвергается сильным нагрузкам и механическому воздействию, поэтому особо важен критерий устойчивости к износу. Поверхность не должна деформироваться или трескаться, даже если подвергается существенным весовым нагрузкам или перепаду температуры. При мытье автомобиля необходимо быть уверенным, что поверхность не испортится от воздействия влаги.

Поверхность пола периодически нуждается во влажной уборке, поэтому показатель устойчивости к влаге немаловажен. Так как в гараже легко случайно пролить масло или бензин, основание не должно реагировать на химические вещества.

Перед заливкой бетонного пола желательно уделить внимание следующим моментам:

  • уровню грунтовых вод;
  • наличию уклона;
  • возможности подтапливания гаража от дождя или снега.

Чтобы упростить процесс заливки пола и добиться равномерности нагрузки по всей поверхности, необходимо за 1 раз полностью покрыть поверхность пола бетоном. Так образуется прочная монолитная плита.

Заливку может выполнять и 1 человек, однако для монолитности и более качественного результата предпочтительней делать это вдвоем или даже втроем. Толщина всех слоев напрямую зависит от веса автомобиля, количества и веса предметов, которые будут храниться в гараже.

Преимущества и недостатки

Если забетонировать гаражный пол, он будет обладать такими преимуществами:

  • устойчивостью к погодным условиям, включая перепад температуры;
  • устойчивостью к влаге;
  • долгим сроком службы;
  • простотой ухода.

Высокая толщина бетона обуславливает хорошую прочность и износоустойчивость. Такой дизайн универсален: по большому счету можно обойтись без окрашивания, хотя при желании можно выполнить разную отделку поверхности. Также можно добиться гладкости бетонного пола и отполировать его до образования блеска. По стоимости бетонный пол вполне является доступным.

В сравнении с другими видами покрытия заливка бетонного пола нуждается в специальных навыках и использовании специальных инструментов. Поэтому этот процесс можно назвать трудоемким.

Заливку не стоит проводить зимой: при низкой температуре бетон замерзнет, а не застынет.

Такое покрытие не будет держаться долго. Так как бетон имеет свойство накапливать различные вещества (масла, бензин), происходит выделение неприятных запахов, которые непросто вывести. На его поверхности накапливается пыль, удалить которую сложнее, чем с других напольных покрытий.

Расчет необходимых материалов

Чтобы вычислить необходимый объем бетона, нужно умножить площадь поверхности гаража на высоту бетонной заливки. Чтобы бетонное покрытие прослужило долго, его высота должна составлять не менее 10 см. При расчете количества необходимого бетона стоит учитывать необходимость создания запаса материала примерно в 10-12%. Чтобы повысить качественные характеристики бетона, для смеси приобретают специальные добавки, которые повышают устойчивость к вредным веществам и усиливают износостойкость покрытия. Например, для бетона марок от М300 до М550 можно приобрести добавку «Эластобетон», которая повышает адгезию.

Инструменты

Для проведения монтажа понадобятся следующие инструменты:

  • лопата;
  • бетономешалка;
  • армирующий материал;
  • маяки для определения ровности пола;
  • правило, которым распределяется разлитый бетон по поверхности;
  • вибрационная машина или игольчатый валик (для удаления воздушных пузырьков).

Бетонное покрытие выполнить немного сложнее в сравнении с другими видами покрытий (например, с резиновым).

Подготовка

Перед заливкой бетона необходимо качественно подготовить грунт. Этот процесс особенно необходим, если гараж расположен под уклоном (необходимо получить ровную и цельную монолитную плиту). Подготовка заключается в выравнивании и укреплении поверхности.

Она состоит из таких этапов:

  • снятия плодородного грунта и утрамбовки оставшегося;
  • укладки слоя щебня;
  • укладки слоя песка;
  • гидроизоляции поверхности.

Можно вместо щебня использовать гравий, но щебень лучше тем, что не имеет скругленных краев (это обеспечивает хорошую утрамбовку).

Сначала необходимо очистить поверхность от мусора и снять слой грунта. При этом учитывается необходимое расстояние от основания грунта до конечного результата. Если рыхлого грунта много, его необходимо убрать полностью, а вместо него уложить большее количество щебня. Слой щебня должен составлять не менее 15 см (допускается до 80 см, оптимальный вариант составляет 30-45 см).

На слой щебня укладывают слой песка толщиной примерно 2-5 см (оптимально 10 см). Необходимо утрамбовать слой и умеренно полить водой. Для продолжения работ необходимо дождаться высыхания основы (примерно 1-2 дня). Песок подойдет без содержания глины. Перед применением иногда советуют его просеять.

Необходимо следить за тем, чтобы слои укладывались ровно. Допустимые отклонения составляют до 2 см.

Для гидроизоляции используют полиэтиленовую пленку, которая укладывается внахлест и находит на стены по краям. Вместо полиэтиленовой пленки используют рубероид, мембраны и другие средства герметизации. Можно воспользоваться обычной глиной. В таком случае необходимо нанести глину в жидком состоянии на очищенный грунт, а после того, как она высохнет, начать укладку слоев щебня и песка.

Тонкости заливки

После подготовительных мероприятий можно приступать непосредственно к заливке бетона. Важно правильно выполнить эту процедуру: от этого зависит качество покрытия и внешний вид пола. Процесс состоит из армирования металлической сеткой (позволяет укрепить бетонное основание) и самой заливки. Если гараж будет отапливаемым помещением, после армирования необходимо провести теплоизоляцию. Теплоизоляция бетонного пола производится с помощью керамзита, пеноплекса и других материалов.

Плюсы керамзита:

  • стойкость к перепаду температуры;
  • невысокая стоимость;
  • простота самостоятельного использования.

Минусами керамзита являются:

  • хрупкость;
  • поглощение влаги;
  • необходимость толстого слоя для хорошего сохранения тепла.

Недостатками пеноплекса являются повышенная стоимость и разрушение материала под воздействием химических веществ.

При этом у него есть и достоинства:

  • высокая плотность;
  • устойчивость к влаге;
  • простота использования;
  • отсутствие токсичности.

Для армирования необходимо использовать стальную арматурную сетку, размер ячеек которой составляет не менее 10х10 см. Для соединения частей сетки используют проволоку из стали. Такая сетка должна выступать в роли удерживающего элемента, она не позволит поверхности разрушаться или трескаться. Стеклопластиковая арматура также подходит для армирования пола гаража, для ее соединения применяют пластиковые стяжки. Можно самостоятельно приготовить бетон, воспользовавшись бетономешалкой, но это длительный процесс, на заливку пола потребуется целый день. Можно заказать уже готовый бетон, который нужно будет только равномерно распределить по всей площади гаража, хотя такой способ увеличит расходы.

При самостоятельном проведении заливки одному человеку справиться будет довольно сложно. Это связано с тем, что потребуется приготовление большого количества бетона, на что уйдет немало времени.

При этом заливать бетон для образования монолитной плиты нужно сразу, а не частями. Если не сделать это сразу, впоследствии поверхность быстро начнет трескаться. Желательно позвать кого-то на помощь или обратиться к специалистам.

Лучше использовать низкооборотистую бетономешалку. С ее помощью можно получить равномерную консистенцию, которая способствует повышению прочности готового покрытия. Она не допустит возникновения воздушных пузырьков в бетоне в отличие от высокооборотистой бетономешалки. Можно приобрести заводскую смесь бетона, которую необходимо развести водой перед использованием. За счет фиброволокна в ее составе обеспечивается ровное и прочное бетонное покрытие. По желанию можно добавить в смесь упрочнитель.

Для бетонирования лучше использовать цемент марки не ниже, чем М300. Из готовых смесей выбирают марку М150. Перед заливкой бетона необходимо продумать уровень уклона пола и нахождение зазоров. Уклон необходим для того, чтобы вода равномерно стекала, не оставаясь на поверхности пола. Чаще всего такой уклон делают по направлению к воротам, он составляет примерно 2 см. Зазоры должны располагаться в пределах 0,5 см от стен.

Заливка бетонного пола начинается после установки маяков. Маяки служат показателем ровности покрытия. Их расставляют по всему периметру помещения (вдоль стен и в центре), закрепляют с помощью оцинкованных профилей. Маяки можно зафиксировать с армирующей сеткой при помощи сварки, но это вовсе не обязательно.

В роли маяков можно применять планки или трубы либо приобрести уже готовые материалы. Маяки начинают расставлять от дальней стены гаража к выходу. Если возникают воздушные пузырьки, их необходимо убирать игольным валиком или вибромашиной при ее наличии. Специальным правилом необходимо разровнять бетон, основываясь на уровне маяков. Все действия выполняют в направлении от дальнего угла помещения к выходу.

После завершения бетонирования пола необходимо поливать поверхность водой и накрывать полиэтиленовой пленкой. Это позволит повысить прочность бетона, а пленка не даст быстро испариться воде. Для качественного проведения работ необходимо не снимать пленку в течение двух недель, а лучше около месяца (так произойдет взаимодействие цемента с водой).

Поливка водой обеспечит равномерное высыхание всех слоев бетона. Если ее не делать, затвердеет только верхний слой покрытия. Со временем это приведет к тому, что поверхность начнет трескаться.

Через сутки после заливки бетона необходимо извлечь маяки, образовавшееся пространство надлежит заполнить раствором. В готовом виде бетонный пол сложно будет обеспылить из-за характерной особенности структуры покрытия.

Варианты покрытия бетонного пола разнообразны.

Для этого можно использовать:

  • керамическую или кафельную плитку;
  • дерево;
  • резину;
  • окрашивание.

Последний способ применяют чаще. Рассмотрим его подробно.

Покраска

Окрашивание бетона не теряет своей популярности. За счет этого на современном рынке представлен широкий спектр красящих материалов, которые характеризуются богатым выбором оттенков и текстур. При выборе краски необходимо уделять большое внимание параметру устойчивости к нагрузкам и механическим повреждениям. Основным свойством краски является защитная функция. Для бетонного пола с этой функцией лучше всего справляются акриловые или эпоксидные лакокрасочные составы.

Перед нанесением краски необходимо очистить бетонную поверхность от пыли, загрязнений, убедиться в ее ровности и отсутствии дефектов. Для лучшей адгезии предпочтительно выполнить обработку поверхности посредством грунтовки глубокого проникновения. Она укрепит основание и образует на поверхности пленку, способствующую максимальному сцеплению краски с основанием.

Состав покупают с учетом типа поверхности (специально под бетон).

Красящее вещество наносят валиком или распылителем. Лучше покрасить поверхность дважды. Наносить новый слой нужно только после полного высыхания предыдущего. Мастера советуют предоставлять слою двое суток для полного просыхания. Необходимо провести окрашивание и стен на 20 см от пола.

Если сравнить акриловые, эпоксидные и полиуретановые краски по свойствам и параметрам износоустойчивости, можно сделать вывод, что для гаража лучше подойдут эпоксидные покрытия. Они обладают лучшей устойчивостью к механическим повреждениям и более адаптированы к высоким нагрузкам. Покрытие бетона краской защищает пол и преображает его. Цвет краски необходимо подбирать в соответствии с общим дизайном, основываясь на том, что загрязнения не должны быть заметны.

Выполнять покраску в холодном помещении не следует: она может плохо закрепиться.

Полезные рекомендации

Если в гараже предусмотрено нахождение смотровой ямы, соответствующий котлован необходимо вырыть еще на этапе подготовки грунта. Для удобства и легкости обустройства будущей смотровой ямы лучше применить специальную технику, не нужно рыть вручную. Этот вариант доступен до тех пор, пока не возведены стены и потолок гаража.

Факторами, требующими внимания при строительстве смотровой ямы, являются:

  • габариты автомобиля, расстояние между колесами машины;
  • габариты самого гаража (должно быть достаточно пространства для самого автомобиля и некоторых маневров);
  • рост и телосложение владельца гаража (ничего не должно препятствовать осмотру и ремонту автомобиля).

При расчете глубины ямы необходимо помнить об укладке слоя щебня и песка. Чтобы в смотровую яму не попадали мусор и вода, высота стен ямы должна составлять примерно 5 см (с учетом всех слоев).

Заранее необходимо узнать об уровне грунтовых вод. Если их уровень проходит выше 2,5 м, не рекомендуется строить смотровую яму. Ее будет постоянно затапливать вода, причем не поможет даже гидроизоляция.

Большое значение имеет въезд в гараж. Его упрочняют, армируют и бетонируют. Въезд в гараж обычно располагается под уклоном. Его можно подвергнуть окраске или другому виду покрытия. При окрашивании необходимо обработать стены до 2 см от основания, обращая внимание на стыки с полом.

О том, как залить бетонный пол в гараже, смотрите в следующем видео.