Устройство подстилающего слоя из бетона

Устройство подстилающего слоя из бетона

8 апреля, 2022 Выкл. Автор admin1

СОДЕРЖАНИЕ (возможна прокрутка страницы по ссылке)

1. Предисловие

2. База знаний3. Приемка продукции4. Устройство дренажа5. Установка бортового камня6. Подготовка основания7. Контроль основания8. Устройство подстилающего слоя9. Укладка Камней/Плит10. Примыкания и подрезка11. Приемка покрытия12. Содержание мощения13. Литература

ПРЕДИСЛОВИЕ     

Из отечественного и зарубежного опыта эксплуатации мощения 70-90 % всех дефектов дорожных покрытий не связаны с качеством изделий, а являются следствием ошибок при проектировании и строительстве.

Настоящее пособие призвано способствовать улучшению качества работ по мощению и предназначено для архитекторов, проектировщиков, инженерно-технического персонала и рабочих, выполняющих мощение (мостовщиков).

Пособие разработано с учетом опыта строительства дорожных покрытий из камней/плит мощения и современных нормативно — методических документов по мощению. 

БАЗА ЗНАНИЙ

1. Термины и определения

Плиты бетонные тротуарные – строительные изделия, изготовленные из бетонов по ГОСТ 26633, предназначенные для устройства дорожных покрытий. Изделия подразделяются на камни и плиты мощения.

Камень мощения — изделие, отношение длины которого к его толщине не превышает четырех.

Плита мощения — изделие, длина которого превышает его толщину в четыре и более раза.

Дорожная одежда c покрытием из плит/камней мощения – многослойная конструкция, воспринимающая внешнюю нагрузку и передающая ее на подстилающий массив грунта – земляное полотно. Дорожная одежда состоит из покрытия, выполненного из камней/плит мощения, несущего и (при необходимости) дополнительного слоя основания.

Покрытие из плит/камней мощения – верхняя часть дорожной одежды,  воспринимающая воздействие от автомобильного и/или пешеходного движения (истирающие, ударные и сдвигающие нагрузки), и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов. Покрытие включает собственно покрытие из камней мощения или плит, заполнение швов между ними, подстилающий слой. 

Подстилающий (монтажный) слой — нижняя часть покрытия из камней/плит мощения, необходимая для выравнивания неровностей основания и компенсации допусков по толщине изделий для мощения. Толщина подстилающего слоя — см. раздел 9.

Основание — часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно  с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои или грунт земляного полотна.

Дополнительный слой основания — слой, обеспечивающий морозоустойчивость и дренирование дорожной одежды и верхней части земляного полотна (выполняются из дренирующих и не подверженных пучению материалов (выполняется как правило из песка) 

Дренирующий (дренажный) бетон (раствор) — бетон, содержащий крупный заполнитель при отсутствии или минимальном содержании мелкого заполнителя, а также недостаточное для заполнения пор и пустот количество цементного теста.

Мультиформат(смешанная коллекция) – камни и плиты нескольких типоразмеров и/или цветов в одной упаковочной единице. Например:

Рисунок мощения (раскладка камней/плит мощения) — геометрическая схема, по которой укладываются камни и плиты мощения.

Выцветы (высолы) — отложение на поверхности плит кристаллов растворимых соединений из состава бетона.

2. Технические характеристики камней/плит

(ГОСТ 17608-2017 “Плиты бетонные тротуарные” и СТО “58357155-001-2018 “Камни и плиты мощения бетонные вибропрессованные”).

Группы по эксплуатации:

Группа А — Тротуары, пешеходные и садово-парковые дорожки, газоны, придомовые территории частных строений (без заезда легкового и грузового автотранспорта), эксплуатируемые кровли зданий и сооружений.

Группа Б – Тротуары магистральных улиц, пешеходные площади и посадочные площадки общественного транспорта, велосипедные дорожки. 

Группа В – Дороги с малоинтенсивным движением (внутри- квартальные проезды) и площади, территории стоянок легкого автотранспорта, территории 

Группа Г — Зоны высокой нагрузки (территории АЗС, терминалы, порты и доки).

При назначении толщины камней можно следовать следующим рекомендациям:

  •  минимальная толщина  камней мощения дорожных покрытий основных пешеходных коммуникаций и общественных пространств (например, городские площади, пешеходные зоны, тротуары городских дорог) – 80 мм;
  •  минимальная  толщина камней   мощения дорожных покрытий второстепенных пешеходных коммуникаций (например, садово-парковые дорожки и площадки, дорожки и площадки на индивидуальных частных участках)– 40 мм  (рекомендуемая  – 60 мм);
  • минимальная толщина камней мощения на  транспортных проездах, рассчитанных на движение автомобилей с нагрузкой на ось не более 6  тонн  (нормативная  нагрузка  А6 по ГОСТ Р 32960) – 80 мм (например, зоны проезда легковых автомобилей в зонах стоянки, квартальные проезды в зонах малоэтажной (до 5 этажей) застройки);
  •  минимальная толщина камней мощения на  транспортных проездах, рассчитанных на движение автомобилей с нагрузкой на ось более 6 тонн (нормативная нагрузка – А10; А11, 5 по ГОСТ Р 32960 или А1, А2, А3 по ОДН 218.046-01) – 100 мм (например, автомобильные дороги, квартальные проезды в зонах высотной застройки).
  •  минимальная толщина камней для зон въезда автомобилей на индивидуальных частных участках – 60 мм (рекомендуемая – 80 мм).

3. Выбор изделий: вид, форма, толщина, цвет

Камни  мощения  следует   использовать   для дорожных покрытий, подвергающихся динамичным нагрузкам от движения автомобилей, технологического транспорта и т.п. (группы эксплуатации В и Г).

Фигурные камни мощения (с зацеплением типа “Волна”, “Катушка”, “Трилистник”) или камни мощения с ребристой боковой поверхностью лучше перераспределяют силы скольжения и качения  по  поверхности   дорожного   покрытия. Дорожное покрытие из них обладает максимальной устойчивостью к сдвигу. Поэтому, рекомендуется применение таких камней мощения   на участках дорог со значительным продольным   уклоном   и   на участках дорог с движением автомобильного или технологического транспорта.

Плиты мощения следует использовать для дорожных покрытий пешеходных коммуникаций и для дорог с ограничением скорости движения автотранспорта до 20 км/час (группы эксплуатации А, Б и В).

Толщина камней/плит назначается для каждого конкретного случая применения мощения с учетом особенностей объекта, вида основания, интенсивности и состава движения, опыта строительства и эксплуатации аналогичных участков мощения.

Толщина плит определяется исходя из расчетов на прочность в зависимости от их габаритных размеров, действующих на покрытие нагрузок и вида основания. Минимально допустимая толщина плит приведена в таблице.

К цвету изделий образцов на выставочных стендах производителей надо относится, как к примерному. Ни один камень никогда не будет соответствовать другому из-за особенностей технологии производства изделий и исходных материалов.

ГОСТ 17608 “Плиты бетонные тротуарные” допускает   отклонение   тональности цвета.  Визуальное восприятие цвета мощения зависит от многих факторов: освещенности, угла зрения и условий эксплуатации. В сухую погоду цветовые различия между камнями близких цветов слаборазличимы. Для обеспечения контрастных эффектов при любой погоде, рекомендуется использовать чередование камней, особенно цветных, изготовленных с применением белого цемента, с различной лицевой поверхностью (гладкой, текстурной, с различными видами механической обработки); чередование камней различной геометрической формы. 

 4. Материалы для подстилающего слоя

Для подстилающего слоя применяются:

— пески для строительных работ по ГОСТ 8736 I или II класса с крупностью не ниже мелкого (мелкий, cредний, крупный, повышенной крупности);

— пески из отсевов дробления по ГОСТ 31424 c крупностью не ниже мелкого (мелкий, cредний, крупный, повышенной крупности, очень крупный) с маркой по дробимости не ниже 600;
— щебень и гравий из плотных горных пород ГОСТ 8267 фракции от 5 (3) до 10 мм;
— щебень, извлекаемый при рассеве отсевов дробления по ГОСТ 31424 фракции от 5 (3) до 10 мм с маркой по дробимости не ниже 600.

  •  Содержание пылевидных и глинистых частиц во всех материалах не более 3 %, а также глины в комках не должно превышать 0,35 %
  •  Cодержание частиц менее 0,05 мм в материалах подстилающего слоя должно быть не более 4 %.
  •  Коэффициент фильтрации материалов подстилающего слоя должен быть не менее 1 м/cут. 
  •  Применение для подстилающего слоя сухой песчано-цементной смеси не допустимо.

5. Требования к материалам для заполнения швов

Для заполнения швов применяются следующие материалы:

пески для строительных работ по ГОСТ 8736 I или II класса с крупностью не ниже мелкого (мелкий, cредний, крупный, повышенной крупности);
пески из отсевов дробления по ГОСТ 31424 с крупностью не ниже мелкого (мелкий, cредний, крупный, повышенной крупности, очень крупный) с маркой по дробимости не ниже 600;
песок декоративный из природного камня по ГОСТ 22856;
щебень декоративный из природного камня по ГОСТ 22856 фр. от 5 до 10 мм.

  •  Содержание пылевидных и глинистых частиц во всех материалах не более 3 %, при этом не допускается содержание глины в комках.
  •  Содержание частиц менее 0,05 мм в песках должно быть не более 4 %.
  •  Коэффициент фильтрации материала для швов должен быть не менее1 м/cут.
  •  Максимальный размер зерна материала для заполнения швов должен быть меньше ширины шва не менее чем на 20 %.
  •  Применение для заполнения швов сухой песчано-цементной смеси недопустимо.

6. Требования к основанию

  •  Обязательное наличие или устройство дренажа (раздел 2).
  •  Минимальная толщина слоя основания из песка — 20 см; из щебня — 15 см, легкие, тощие, малоцементные бетоны, дренажные бетоны — 10 см (ПНСТ 265-2018).

7. Рисунок мощения

Рисунок мощения при автомобильном движении

Примыкание мощения к люку с устройством обрамления

Примыкание мощения к столбу (опоре) с применением мелко штучных камней

Изменение направления с помощью лучевых клиньев

Повороты. Закругления

Рисунок мощения “Елочка 45°”

8. Уклоны, понижения.

Пример двускатного профиля дороги

Пример понижения (понижение с укладкой мелкоштучных элементов

В зоне понижения, в местах уклона поверхностей, целесообразно применять камни мощения

9. Примыкание мощения к водосборным лоткам.

10. Закрепление краев мощения.

Уровень мощения выше бортового кампя на 3-5 мм

1. ПРИЕМКА ПРОДУКЦИИ

Приемка изделий на объекте строительства (ГОСТ 17608-2017 “Плиты бетонные тротуарные”, СТО 58357155-001-2016 “Камни и плиты мощения бетонные вибропрессованные”):

1. Проверить наличие этикетки с маркировочными знаками и надписями, паспорта качества на каждую поставляемую партию изделий.

2. Произвести визуальный осмотр на предмет отсутствия (наличия) видимых повреждений упаковки и дефектов внешнего вида изделий. Белые солевые налеты (высолы) на поверхности изделий не являются дефектом.

3. Выборочно осуществить проверку геометрических размеров изделий.

4. Не укладывать в покрытие, если есть претензии по качеству. Пригласить представителя производства.

5. Сохранять бирки, этикетки и сопроводительные документы, на случай появления вопросов по качеству изделий и их идентификации в процессе в процессе строительства.

2. УСТРОЙСТВО ДРЕНАЖА

Дорожные покрытия из камней/плит мощения имеют большое количество швов, через которые, в основание дорожной конструкции может попадать вода. Поэтому, требуется обязательное наличие или устройство дренажа для отвода воды.

Устройство слоев основания выполняют из песка, гравийных материалов, щебня, дренажного бетона и других материалов, обладающих высокими показателями фильтрации (не менее 1 м/cут). 

При устройстве мощения вдоль зданий следует предусматривать дополнительную гидроизоляцию с целью отведения поверхностной воды от фундамента.

В случае использования водонепроницаемого основания (например, бетона) необходимо обеспечить отвод воды с его поверхности, проникающей через швы в мощении. Уклон поверхности бетонного основания в сторону водосборных устройств должен быть не менее 3 %.

При этом важно не допустить вымывание материала подстилающего слоя. В водосборных каналах должны быть установлены фильтры из геотекстильного материала (см. рис).

При устройстве дренирующих (пропускающих воду) покрытий из специальных камней/плит, вода, проникающая в дорожную одежду, может собираться дренажной системой в колодец и использоваться, например, для полива газона, мойки автомобиля и т. п.

1- мощение; 2 — подстилающий слой; 3 — борт; 4 — бетонное основание; 5 — канал для отвода воды с фильтром для предотвращения вымывания материала подстилающего слоя; 6 — дренаж

1- мощение; 2 — подстилающий слой; 3 — борт; 4 — щебень, гравий; 5 — дренаж

1- мощение; 2 — подстилающий слой; 3 — борт; 4 — бетонное основание; 5 — скопление воды в конструкции недопустимо!

3. УСТАНОВКА БОРТОВОГО КАМНЯ

Дорожные покрытия и камней/плит мощения воспринимают внешнюю нагрузку за счет сил трения-заклинки между элементами. Поэтому, очень важно сделать надежный упор для мощения. Толщина основания фундамента и ширина обратной опоры назначаются в зависимости от действующей на покрытие нагрузки.

Швы между бортовыми камнями или иными деталями упора должны быть тщательно заделаны, c целью предотвращения вымывания подстилающего слоя.

4. ПОДГОТОВКА ОСНОВАНИЯ

С целью достижения требуемой прочности основания следует:

1. Щебеночное основание выполнять методом заклинки (основная и расклинивающая фракции).

2. Ограничить максимальную толщину уплотняемого слоя в пределах 15 см;

3. Тщательно производить уплотнение слоев и следить за количеством проходов по одному следу:

— для грунта и песка (для слоя 15 см) кол- во проходов 4 — 1 0 (первая цифра для малогабаритных вибрационных катков, вторая – для виброплит);

— для щебеночного основания (слой 15 см): уплотнение осуществляется в два этапа: 1 этап – уплотнение основной фракции щебня (4-10 проходов); 2 этап – уплотнение расклинивающей фракции щебня (4-10 проходов).

4. Вести уплотнение слоев основания от краев к центру.

5. КОНТРОЛЬ ОСНОВАНИЯ

При визуальной оценке, в щебеночном несущем слое не должно быть пустот, через которые материал подстилающего слоя может проникать в основание и вызывать местную деформацию покрытия. Признаками окончательного уплотнения служат: отсутствие подвижности щебня или гравия, отсутствие вдавливания щебенок или зерен гравия в верхний слой.

Для инструментального контроля качества подготовки (достижения проектных деформативных характеристик и коэффициентов уплотнения) грунта земляного полотна и конструктивных слоев дорожной одежды (песчаного, щебеночного и других слоев) используются экспресс-приборы, например, ПДУ МГ- 4 “Удар”.

С помощью приборов осуществляется проверка достижения в результате уплотнения проектных деформационных характеристик основания.

Минимально допустимое значение модуля упругости у подстилающего грунта (грунт основания) конструкции дорожной одежды должно составлять 45 МПа.

Примерные значения эквивалентных модулей упругости на поверхности несущего слоя основания – слое щебня приведены в таблице.

6. УСТРОЙСТВО ПОДСТИЛАЮЩЕГО СЛОЯ

Требования к материалам для подстилающего слоя изложены в разделе «БАЗА ЗНАНИЙ» (

раздел 2

).

Для подстилающего слоя не следует использовать сухую песчано-цементную смесь. Подстилающий слой не является несущим, поэтому применение цемента не дает никаких преимуществ. Наоборот, цемент может являться дополнительным источником высоло-образования на поверхности мощения и провоцирует застой воды в швах мощения.

Толщина подстилающего слоя в уплотненном состоянии для камней/плит толщиной до 12 см — 3…5 см, свыше 12 см – 4..6 см.

При отсыпке подстилающего слоя дополнительно следует иметь запас 1,0-1,5 cм по толщине на вибропосадку камней (

см. раздел 9

).

Поверхность покрытия должна возвышаться над верхом бортового камня примерно на 3-5 мм как запас на осадку покрытия в ходе эксплуатации.

7. УКЛАДКА КАМНЕЙ/ПЛИТ

Укладка камней/плит при мощении тротуаров должна выполняться от бортового камня в сторону фасада здания, где выполняется их подрезка.

Для создания равномерного цвета покрытия, камни и плиты следует брать и укладывать сразу с нескольких транспортных поддонов вперемешку.

Для выравнивания укладываемых камней/плит следует натягивать направляющий шнур в направлении наращивания рядов, а при сложном рисунке укладки – и в поперечном направлении. На больших площадях направляющие шнуры следует натягивать на расстоянии примерно 3 м друг от друга.

Следует строго соблюдать прямой угол пересече- ния продольных и поперечных рядов, используя теодолит или простейшие инструменты (например, треугольник с соотношением сторон 3:4:5). Точность соблюдения угла следует проверять через каждые 1-3 м укладки покрытия.

После укладки камней/плит в покрытие следует прочно посадить их на место либо вручную (ударами через деревянную, пластиковую или резиновую прокладку), либо с помощью кратковременной вибрации легкой виброплитой (массой от 50 до 150 кг) от краев покрытия к середине. Для сохранности внешнего вида камней/плит на основание виброплиты закрепляется полиуретановый коврик. Вибропосадку не следует производить при влажном покрытии, так как в этом случае возможно появление на камнях пылевых и грязевых пятен.

Швы должны заполняться одновременно с устройством покрытия.

Затем, выполняется окончательная посадка камней/плит. Предварительно лишний песок удаляется с покрытия и покрытие тщательно вычищается.

Операция заполнения швов может быть выполнена несколько раз до полного и прочного заполнения швов. При проверке заполнения швов, металлический шпатель должен входить в шов на несколько миллиметров.

При работах по мощению следует применять специальные инструменты: cтанки для колки камней/плит; ломики для правки швов, захваты для переноски камней, вакуумные захваты для переноски и укладки плит и др.

8. ПРИМЫКАНИЯ И ПОДРЕЗКА

При подрезке следует руководствоваться следующими правилами:

для камней: наименьшая сторона отрезанного камня должна быть не менее одной трети длины целого изделия;

для плит: соотношение длины и ширины отрезан- ной части должно составлять не более 2,0, а остающаяся короткая сторона должна минимум в два раза превышать толщину изделия.

Выполнение выше указанных правил влечет изменение рисунка раскладки в зоне примыкания. 

Обрезанные камни/плиты не должны иметь острых углов (менее 45 градусов).

На отрезанных частях камней/плит может быть выполнена фаска.

При устройстве орнаментов, знаков и символов на поверхности дорожного покрытия с применением камней/плит мощения от правил подрезки могут быть отступления, которые фиксируются в проектной документации.

Укладка считается профессиональной, когда вокруг колодцев сначала выполняется обрамление из мелкоштучных камней бетонных или натуральных камней, по возможности, в форме трапеции или небольших квадратов размерами в плане 50х50 мм.

Устройство такого обрамления дает следующие преимущества по сравнению с примыканием впритык поперечных рядов:

1) камни обрамления не имеют перевязки с остальными камнями дорожного покрытия, благодаря чему осадка около колодцев отражается только на них, не сказываясь на остальной части мощения, облегчая его восстановление;

2) примыкающие к колодцам камни при открытии крышек ломами имеет большую устойчивость, чем элементы мощения, уложенные рядами;

3) более привлекательный вид примыкания основного покрытия к колодцу.

Устройство окаймляющих крышку рядов, кроме того увеличивает диаметр окружности примыкания, что дает более технологичные углы доборных камней. Подгонка перевязки производится за пределами обрамления из брусчатки. Непосредственное подведение мощения к колодцу без устройства обрамления считается технически неправильным.

Примыкания

9. ПРИЕМКА ПОКРЫТИЯ

Требования к ровности и уклонам

Откуда берутся уклоны и как их читать?

Требования к уклонам поверхности дорожного покрытия указаны в следующих нормативных документах:

— CП 42.13330.2016 “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 *;

— CП 59.13330.2016 “Доступность зданий и сооружений для мало мобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001”.В частности, согласно CП 42.13330.2016 (п.11.10) поперечные уклоны элементов поперечного профиля следует принимать:

— для тротуара: минимальный — 5 ‰ (промилле); максимальный — 20‰;

— для проезжей части: минимальный — 10 ‰; максимальный — 30‰.

Мощение за счет швов имеют меньшую водоотводящую способность, чем, например, асфальтовые покрытия. Поэтому, для лучшего водоотвода c поверхности покрытия требуется больший уклон. Так, продольный минимальный уклон устанавливается 1:80 или 1,25% (12,5 ‰), а поперечный минимальный уклон – 1:40 или 2,5 % (25‰). Перевод размерностей уклона осуществляется согласно схеме.

При переводе промилле в градусы можно пользоваться таблицей Брадиса. Для этого нужно поделить количество промилле на 1000 – это тангенс угла, и посмотреть в таблице значение угла в градусах:

5 ‰ = 0,30; 10‰ = 0,60; 12,5‰ = 0,80; 20‰ = 1,20;

25‰ = 1,60; 30‰ =1,90.

При помощи таблицы Брадиса можно выполнить и обратную задачу – перевести градусы в промилле. Например, значение 2 по таблице = 0,03492. Если умножить это значение на 100, то получатся проценты (3,492 %), а умножить на 1000 – получаться промилле (34,92‰).

Ненормируемые параметры мощения 

Отколы кромок могут образовываться во время ненадлежащей транспортировки или при неправильной укладке, когда получаются слишком узкие швы. Незначительное откалывание кромок не влияет на эксплуатацию мощеных покрытий.


Цвет. Ни одно изделие не будет соответствовать другому. Бетонные камни/плиты в зависимости от исходного материала и условий изготовления обладают колебаниями структуры поверхности и цвета. Визуальное впечатление зависит от наличия влаги на поверхности, от угла наблюдения, а также от направления наблюдения относительно солнца. Вибропрессованные изделия сильно впитывает воду, что значительно меняет цветовое восприятие.

Высолы исчезают под воздействием естественных погодных факторов в течение некоторого времени сами собой и не являются дефектом.

Неравномерная сушка. Неравномерно высыхаю- щие поверхности камней/плит мощения являются типичными. Время высыхания может быть различным для камней одного и того же производства.

Прямолинейность швов. Для отклонения очертания швов от прямой линии не имеется специального значения допуска. Может быть принят позиционный допуск ± 2 см(измерение отклонения от натянутого шнура), но без учета рассматриваемой длины этот размер проблематичен. При незначительных длинах — до 10 м он выявляет не эстетичный вид покрытия, а при больших длинах свыше 100 м отклонения значительно больше этого допуска зрительно не выделяются.

Образование луж. Причиной образования луж являются неровности в комбинации с очень незначительным наклоном поверхности. Существуют случаи образования луж при наклонах и неровностях в пределах заданных допусков, а именно в случае неровностей в форме очень коротких волн. Как правило, лужи – это дефект.

10. CОДЕРЖАНИЕ МОЩЕНИЯ

Перечень необходимых мероприятий по содержанию покрытий из камней/плит мощения

Средства по уходу за покрытием из камней/плит мощения

Для удаления загрязнений и высолов с поверхности мощения применяются специальные чистящие средства.

Не существует универсальных чистящих средств. В каждой конкретной ситуации чистящие средства могут проявлять себя по-разному, в зависимости от причин загрязнения.Примеры чистящих средств:

  •  от высолов и цементных загрязнений: “МC DONNITIL 3X”, “NEOMID”, “Типром”;
  •  от ржавчины: “МС-ROSTEX”;
  •  от следов резины, масла и топлива: “BASF PCI- ENTOELER”

Для восстановления цвета мощения используются интенсификаторы цвета , например, “ М С PFLASTERFRISCH”.

Для профилактики высолообразования применяются гидрофобизаторы, например, “Неоград”.

При использовании любых средств следует руководствоваться инструкцией по их применению.

Важно! Средства следует протестировать на небольшом участке мощения.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ 17608-2017 «Плиты бетонные тротуарные. Технические условия».

2. CТО 58357155-001-2018 «Камни и плиты мощения бетонные вибропрессованные».

3. ПНСТ 265-2018 «Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование не жестких дорожных одежд».

4. РМД 3218-2016 «Рекомендации по применению мощения при устройстве территорий жилой и общественно-деловой застройки».

5. Альбом конструкций дорожных одежд с покрытием из камней и плит мощения. Тротуары. Автомобильные дороги (АПВИ, 2016 г, выпуск 2).

6. Альбом конструкций дорожных одежд и эксплуатируемых кровель с покрытием из камней/плит мощения с применением экструзионногопенополистирола (АПВИ, ПЕНОПЛЭКС СПБ, 2017 г).

7. Мощение территорий с особо высокими нагрузками на дорожное покрытие. Порты. Контейнерные терминалы. Складские площади. Аэродромы (АПВИ, 2016 г).

8. Высолы на поверхности бетонных вибропрессованных изделиях (АПВИ, 2018 г).

9. Мониторинг дорожных покрытий из камней мощения (АПВИ, 2015 г).

10. Отчет об апрабации стандарта “Камни и плиты мощения бетонные вибропрессованные” на объектах строительства (АПВИ, 2016 г).

11. Заключение о причинах возникновения дефектов на поверхности тротуарного камня в процессе эксплуатации (АПВИ, 2018 г).

12. Методика контроля качества устройства основания дорожной одежды с покрытием из камней/плит мощения (АПВИ, «Cтрой-Импульс», 2016 г).

*Литература представлена на сайте Ассоциации производителей вибропрессованных изделий для строительства, мощения и благоустройства (АПВИ) 

Подобный материал:

  • Методика обследования психолого-педагогического детей 4-5 годов жизни Разборка и складывание, 197.06kb.
  • Техническое задание На выполнение работ по капитальному ремонту котла №2 вгкм-4, 9.93kb.
  • Установка одной программы от 30,00р. Установка программ для интернета(Орега, FireFox,, 61.51kb.
  • Технологическая карта, 243.29kb.
  • 06/09-рр, 429.09kb.
  • Лекция простая газотурбинная установка прерывистого горения, 101.37kb.
  • Статья опубликована в журнале «Профессиональное строительство», 145.36kb.
  • Настройка adsl через сетевой адаптер (lan) Установка модема и установка сплитера, 103.51kb.
  • Сергей Михайлович Эйзенштейн, 6212.33kb.
  • Регенеративная установка «Устройство 300», 24.76kb.

Устройство оснований и подстилающих слоев Для устройства бетонных подстилающих слоев (подготовок) под полы применяют бетонную смесь с осадкой конуса 0… 2 см. Бетонирование полов и подстилающих слоев осуществляется полосами шириной 3…4 м через одну по маячным доскам (рис. 2.11). В промежуточные полосы бетонную смесь укладыва­ют после затвердения бетона в смежных полосах. Перед бетонированием промежуточных полос снимают маячные доски; по этим граням образуются рабочие швы. Бетонную смесь выгружают на место бетонирования непосредственно из автобетоновоза (или подают бетононасосами). Слои смеси укладывают на 1…2 см выше проектной высоты, предварительно разравнивают, уплотнение осуществляют, добиваясь опускания бетон­ной смеси до уровня маяков или ранее забетонированных смежных по­лос. Виброрейку на одной позиции держат до тех пор, пока она не опус­тится обоими концами на маячные доски. По схватившемуся бетону при прочности 1,2… 1,5 МПа проходят затирочной машиной, поверхность бе­тона для повышения прочности железнят.

Если по бетонной подготовке предполагаются бетонные, цементные или асфальтовые полы, то поверхность подготовки после проходки виб­рорейки оставляют шероховатой для лучшего сцепления с верхними слоями.

Чистый пол бетонируют по маячным доскам с уплотнением бетонной смеси виброрейкой. Свежеуложенный бетон через 20…30 мин тщательно заглаживают при помощи ручного инструмента или специальной зати­рочной машины. К этому моменту на поверхности пола появляется тон­кая пленка воды и цементного молока. Такую пленку при заглаживании удаляют. Через 30…40 мин после заглаживания поверхность бетона обра­батывают металлическим полутерком до обнажения зерен гравия (щеб­ня). Такая обработка позволяет получить качественные бетонные полы, обладающие малой истираемостью и высокой прочностью.

Для придания бетонному полу повышенной плотности и высоких ги­гиенических качеств его поверхность железнят. При этом в поверхность влажного свежеуложенного бетона тщательно втирают сухой цемент до появления матового блеска. Эту операцию выполняют при помощи стальных полутерков, кельм или затирочных машин.

Рис. 2.11. Бетонирование подготовок и полов:

1— карта; — поперечная доска;

— направляющая доска; — элементы

крепления

Устройство бутобетонных и бетонных фундаментов Бутовой называют кладку из природных камней (кусков камней) неправильной формы максимальным размером не более 500 мм, связанных между собой строительным раствором. Для кладки применяют камни массой не более 50 кг разной конфигурации и размеров, а именно, рваный камень неправильной формы, постелистый, у которого две примерно параллельные плоскости, и булыжник, имеющий округлую форму.

Блоки из природного камня вырезают или выпиливают из известняка, ракушечника, туфа, песчаника и т. д. Блоки применяют для наружных и внутренних стен, а также для фундаментов и стен подвалов. В настоящее время в строительстве в основном используют искусственный камень, природный применяют в случае экономической целесообразности — при строительстве в районе его массового залегания, при невозможности доставки других материалов и т. д.

Из бута возводят фундаменты, стены подвалов, подпорные стены и другие конструкции, а в районах с большими запасами постелистого камня — стены малоэтажных зданий. Бутовую кладку желательно вести с перевязкой швов, чередуя тычковые и ложковые камни. В местах примыканий и пересечениях нужно укладывать более крупные камни постелистой формы.

Первый ряд бутовой кладки выкладывают из постелистых камней насухо, тщательно заполняют пустоты щебнем, утрамбовывают и заливают жидким раствором. Последующие ряды кладки выполняют од­ним из двух способов — «под залив» или «под лопатку».

Кладка «под залив» — каждый ряд камней высотой 15…20 см вы­кладывают насухо в распор со стенками траншеи или опалубки, пустоты заполняют щебнем и заливают жидким раствором подвижности 3…15 см. Раствор не заполняет все отверстия, кладка получается с пустотами, что снижает ее прочность. Камни укладывают без стро­гой перевязки швов и устройства верстовых рядов; это менее трудоем­ко и не требует высокой квалификации каменщиков. Поэтому на таких фундаментах и при такой системе кладки разрешают возводить здания высотой не более двух этажей.

Кладку «под лопатку» выполняют горизонтальными рядами из подобранных по высоте камней с перевязкой швов по однорядной сис­теме перевязки. Начинают кладку с укладки наружной и внутренней верст на растворе с высотой ряда до 30 см. В промежутки между вер­стами набрасывают раствор подвижностью 4—6 см и укладывают кам­ни забутки. Образовавшиеся промежутки между камнями расщебени­вают. Кладка получается достаточно прочной, способом «под лопатку» выкладывают фундаменты, стены и столбы.

Для придания кладке большей прочности ее можно вести с обли­цовкой наружной стороны кирпичом по многорядной системе с пере­вязкой через 4…б рядов.

Камень и раствор всегда располагают вне траншеи, часто камен­щик находится в самой траншее, а подсобник, находясь на бровке, по­дает в зону работ необходимые материалы.

Бутобетонная кладка отличается тем, что камни утапливают в уложенную бетонную смесь горизонтальными рядами с последую­щим вибрированием. Кладку ведут в распор со стенками траншеи или опалубкой. Бетонную смесь укладывают слоями по 20 см, камни утапливают на половину их высоты с зазорами между ними в 4…6 см. Максимальный размер камней не должен превышать 1/3 тол­щины возводимой конструкции. Кладку вибрируют при подвижности бетонной смеси 5…7 см или уплотняют трамбовками при подвижности смеси в пределах 8… 12 см. Эта кладка прочна, менее трудоемка, чем бутовая, но она требует большего расхода древесины для устройства опалубки и очень значительного расхода цемента, так как объем камня от общего объема кладки составляет немного более 50%.

Бетонные фундаменты. В фундаменты и массивы в зависимости от объема, заглубления, вы­соты и других особенностей бетонную смесь укладывают по следующим технологическим схемам: с разгрузкой смеси из транспортного прибора непосредственно в опалубку, с передвижного моста или эстакады, с по­мощью вибропитателей и виброжелобов, бетоноукладчиков, бетононасо­сов, бадей (рис. 2.8).

При укладке в малоармированные фундаменты и массивы применяют жесткие бетонные смеси с осадкой конуса 1…3 см, в густоармированные — с осадкой конуса 4…6 см.

а)

Рис. 2.8. Схемы бетонирования фундаментов: а — при помощи кранов; б — при помощи ленточного и вибрационного конвейера; в — самоходным бе­тоноукладчиком; 1 — башенный кран; — стреловой кран; — бадья; — самосвал или автобетоно­смеситель; 5 — вибропитатель; 6 — ленточный конвейер; 7 — вибролоток; — инвентарные стойки; — бетонируемые фундаменты; — растяжки; — телескопическая стрела; — бетоноукладчик; — автосамосвал

В ступенчатые фундаменты с общей высотой до 3 м и площадью ниж­ней ступени до 6 м2 смесь подают через верхний край опалубки (рис. 2.9; 2.10), предусматривая меры против смещения анкерных болтов и заклад­ных деталей. При виброуплотнении внутренние вибраторы погружают в смесь через открытые грани нижней ступени и переставляют их по пери­метру ступени по направлению к центру фундамента. Аналогично ведут виброуплотнение бетона второй и третьей ступеней, после чего их загла­живают. В пилоны бетонную смесь можно укладывать сразу же после окончания уплотнения в ступенях. Смесь в пилон подают через верх опа­лубки. Уплотняют ее внутренними вибраторами, опуская их сверху.

Рис. 2.9. Схема механизации бетонирования конструкций: — автобетоносмеситель; — приемный бункер бетононасоса; — бетононасос; — шарнирно-сочлененная стрела; — гибкий шланг-бетоновод; 6 — базовый автомобиль

Рис. 2.10. Бетонирование ступенчатых фундаментов:

а — высотой до 3 м; б, в — высотой более 3 м; 1 — каркас опалубки; — поворотная бадья; — рабочий настил; — опалубка стены; —внутренний вибратор; — опалубка ступени; 7—

звеньевой хобот; 8 — приемная воронка; — резинотканевый шланг

При высоте ступенчатых фундаментов более 3 м и площади нижней ступени более 6 м2 первые порции бетонной смеси поступают в нижнюю ступень по периметру. В последующем смесь подают через приемный бункер и звеньевые хоботы. Виброуплотнение смеси ведут, как и в пре­дыдущем случае, внутренними вибраторами.

В высокие пилоны бетонную смесь с подвижностью 4…6 см необхо­димо подавать медленно и даже с некоторыми перерывами (1… 1,5 ч), чтобы исключить выдавливание бето­на, уложенного в ступени, через их верхние открытые грани.

В массивные фундаменты, вос­принимающие динамические на­грузки (например, под прокатное, кузнечно-прессовое оборудование), бетонную смесь укладывают непре­рывно. Объем фундаментов дости­гает 2,5… 3,0 тыс. м3. Бетонную смесь в них подают с эстакад транс­портерами, бетононасосами или комбинированными способами с темпом до 300…350 м3 за смену. В труднодоступные места массива по­дают смесь и распределяют ее по площади фундамента с помощью вибро­желобов. Бетонную смесь в массивные фундаменты с густой арматурой укла­дывают горизонтальными слоями толщиной 0,3… 0,4 м, уплотняя ее руч­ными внутренними вибраторами.

Крупные фундаменты и массивы бетонируют по способу непрерыв­ного бетонирования или разделяют горизонтальными швами на ярусы, а вертикальными швами на блоки. Массивы расчленяют на блоки бетони­рования площадью 50…60 м2 и высотой 1,2…2,0 м, укладку бетона пред­почтительно выполнять в шахматном порядке. Для нормального и каче­ственного уплотнения бетонную смесь укладывают только слоями по 0,3…0,4 м и без перерывов в бетонировании. Допустимы только швы в местах, предусмотренных проектом. Бетонирование блоков в каждом ярусе производится непрерывно, слоями одинаковой толщины и с одним и тем же направлением укладки смеси в каждом слое; при укладке непре­менно и одновременно осуществляется уплотнение бетонной смеси.

При бетонировании крупных массивов в целях экономии цемента и снижения стоимости сооружения в бетонную смесь добавляют «изюм» — камни и валуны размером более 150 мм и получают так назы­ваемый камнебетон. Общее количество камней и валунов не должно пре­вышать 40% объема бетонируемого блока.

Устройство бетонных колонн и стоечных опорВ колонны высотой до 5 м со сторонами сечения до 0,8 м, не имеющие перекрещивающихся хомутов, бетонную смесь укладывают сразу на всю высоту. Смесь осторожно загружают сверху и уплотняют внутренними вибраторами. При высоте же колонн свыше 5 м смесь подают через во­ронки по хоботу. В высокие и густоармированные колонны с перекрещи­вающимися хомутами смесь укладывают ярусами до 2 м с загружением через окна в опалубке или специальные карманы. Иногда для подачи бе­тонной смеси опалубку колонн выполняют со съемными щитами, кото­рые устанавливают после бетонирования нижнего яруса.

Нижняя часть опалубки колонн и стен при бетонировании их сверху опалубки во избежание образования раковин в бетоне вначале заполняет­ся на высоту 100…200 мм цементным раствором состава 1: 2 или 1: 3. Ко­лонны высотой более 5 м также можно бетонировать слоями по 1,5…2,0 м с загрузкой сбоку через специально оставляемые в опалубке окна.

Устройство бетонных стен и перегородок

Рис. 2.12. Бетонирование стен:

а — установка разделительной опалубки; б — послойное бетонирование стены; 1 — опалубка;

— ребра жесткости опалубки; — рабочий шов бетонирования; — винтовые стяжки; —

приемная воронка; 6—звеньевой хобот; 7 — бадья; — вибратор; — слои бетона

Особенность укладки бетонной смеси при возведении стен и перего­родок зависит от их толщины и высоты, а также вида используемой опа­лубки.

При возведении стен в разборно-переставной опалубке смесь уклады­вают участками высотой не более 3 м. В стены толщиной более 0,5 м при слабом армировании подают бетонную смесь подвижностью 4…6 см. При длине более 20 м стены делят на участки по 7… 10 м и на границе участков устанавливают разделительную опалубку. Бетонную смесь подают непо­средственно в опалубку в нескольких точках по длине участка бадьями, виброжелобами, бетононасосами. При высоте стен более 3 м используют звеньевые хоботы, при этом смесь укладывают горизонтальными слоями толщиной 0,3… 0,4 м с обязательным вибрированием (рис. 2.12).Подавать смесь в одно и то же место не рекомендуется, так как при этом образуются наклонные рыхлые слои, снижающие качество поверх­ности и однородность бетона.

В тонкие и густоармированные конструкции стен и перегородок укла­дывают подвижные бетонные смеси (6… 10 см). При толщине стены до 0,15 м бетонирование ведут ярусами высотой до 1,5 м. С одной стороны опалубку возводят на всю высоту, а со стороны бетонирования — на вы­соту яруса. Это позволяет повысить качество и обеспечить удобство ра­боты. Уложив бетонную смесь в первый ярус, наращивают опалубку сле­дующего и т. д. При подаче бетонной смеси бетононасосом опалубка мо­жет быть выставлена сразу на всю высоту с обязательным условием, что­бы конец бетоновода был заглублен в укладываемую бетонную смесь (так называемое «напорное бетонирование»).

Укладка бетона под воду При строительстве опор мостов и других сооружений, расположен­ных под водой, применяют подводное бетонирование (укладку бетонной смеси под водой без производства водоотлива), выполняемое одним из двух способов — вертикально перемещаемой трубы (ВПТ) и восходяще­го раствора (ВР). Общее для обоих способов — устройство по периметру бетонируемой конструкции шпунтового ограждения, благодаря чему ог­раничивается подток воды к месту производства работ, а возводимое со­оружение предохраняется от вымывания цемента и песка. Используют также следующие методы: укладку бетонной смеси бункерами и метод втрамбовывания бетонной смеси.

Метод вертикально перемещаемой трубы (ВПТ) применяют при бетонировании конструкций на глубине от 1,5 до 50 м, защищенных от проточной воды, когда требуется высокая прочность и монолитность подводного сооружения (рис. 2.15).

В качестве ограждения используют шпунтовые стенки, специально изготовленную опалубку в виде пространственных блоков (ящиков) из дерева, железобетона, металла либо конструкции (плиты-оболочки, опу­скные колодцы и др.). Конструкция ограждения должна быть непрони­цаемой для цементного раствора. Для производства работ над ограждени­ем устраивают рабочую площадку, на которой устанавливают траверсу.

Рис. 2.15. Метод вертикально перемещаемой трубы:

1 — затвор воронки; — загрузочная воронка; — бетонолитная труба; — рабочая эстакада

(настил); — опалубка (шпунтовое ограждение) по контуру бетонируемой конструкции;

—уровень воды; 7 — звенья труб; — дополнительное крепление опалубки; 9 — ограждение;

—бетоновод; 11—плавучий кран; —каменно-щебеночная отсыпка

К траверсе подвешивают стальной бетоновод, собираемый из отдельных бесшовных труб длиной 1…1,2 м и диаметром 200…300 мм на легкоразъ­емных водонепроницаемых соединениях. Трубу опускают до низа соору­жения, в верхней части бетоновод, находящийся над поверхностью воды, имеет воронку с затвором или бункер для приема бетонной смеси.

Бетонолитная труба подвешена к траверсе, может подниматься и опускаться с помощью лебедки. Первоначально в горловину трубы встав­ляют пыж из мешковины, который предохраняет первую порцию бетон­ной смеси, погружаемую в трубу, от размывания водой. После заполне­ния воронки затвор открывают, и бетонная смесь вслед за пыжом опуска­ется вниз. После того как бетонная смесь заполнит всю бетонолитную трубу и саму воронку, при продолжающейся непрерывной подаче бетон­ной смеси в воронку трубу отрывают от земли и начинают медленно поднимать. Необходимо контролировать, чтобы труба была постоянно заглублена в бетонную смесь не менее 0,8 м при глубинах до 10 м и 1,2 м — при больших глубинах. Затем, не прекращая подачи бетонной смеси, трубу поднимают с таким расчетом, чтобы нижний ее конец посто­янно располагался не менее чем на 0,8… 1,2 м ниже поверхности бетона.

По окончании подъема трубы на высоту звена бетонирование приос­танавливают, демонтируют верхнее звено трубы, переставляют воронку, после чего подачу бетонной смеси возобновляют. Блок бетонируют до уровня, превышающего проектную отметку на величину, равную 2% его высоты.

При таком бетонировании с водой контактирует только верхний слой бетона, который после выполнения работ, подъема трубы и возведения всей конструкции выше глади воды удаляется, но не менее 10 см. Исполь­зуют только пластичную бетонную смесь с осадкой конуса 16…20 см, рас­положение труб — только вертикальное. Радиус растекания бетонной смеси из нижнего отверстия трубы не должен превышать 6 м, поэтому большие сооружения разбиваются на блоки с обязательным перекрытием зон бетонирования, непрерывной подачей бетонной смеси, одновремен­ным и равномерным подъемом труб. Принимаемая интенсивность бето­нирования более 0,3 м3 на 1 м/ч.

При подводном бетонировании (в том числе под глинистым раство­ром) необходимо обеспечивать:

  • изоляцию бетонной смеси от воды в процессе ее транспортирования под воду и укладки в бетонируемую конструкцию;
  • плотность опалубки или другого принятого ограждения;
  • непрерывность бетонирования в пределах блока бетонирования, ра­бочего участка, захватки;
  • контроль за состоянием опалубки (ограждения) в процессе укладки бетонной смеси и всего периода набора бетоном прочности;
  • защищенность от размыва и механических повреждений надводной поверхности уложенной бетонной смеси на время схватывания и тверде­ния.

Рекомендуемая технология производства работ:

1. Перед укладкой бетонной смеси:

  • проверить опалубку и соответствие ее проекту;
  • очистить полость опалубки от мусора и наплывов грунта и ила;
  • установить подъемную вышку и бетонолитную трубу.

2

. Очередность процессов при укладке бетонной смеси:

  • опускают бетонолитную трубу на дно сооружения с предваритель­ным нанесением на нее несмываемой краской разметки через каждые 10 см по длине для контроля за подъемом трубы;
  • к верху бетонолитной трубы присоединяют бункер-воронку, в гор­ловине которой закрепляют пыж-пробку, предохраняющую первую пор­цию подаваемой бетонной смеси от соприкосновения с водой;
  • в бункер-воронку подают первую порцию бетонной смеси, объем бункера должен равняться объему бетонолитной трубы;
  • открывают затвор внизу воронки, пыж, а за ним бетонная смесь уст­ремляется вниз, в бункер непрерывно подают очередные порции бетон­ной смеси. После заполнения всей трубы и бункера бетонной смесью при продолжающейся подаче бетонной смеси приподнимают конец трубы на 30…50 см и бетонная смесь вытекает в полость опалубки. Бетонная смесь всегда должна находиться над уровнем низа трубы не менее 0,8 м;
  • при достижении бетонной смесью в полости опалубки высоты 4 м трубу с усилием заглубляют несколько в бетон для прекращения вытека­ния из нее бетонной смеси в опалубку, подвешивают бетонолитную тру­бу за второе колено, отсоединяют воронку, затем первое звено, снова под­соединяют воронку уже ко второму звену и продолжают подачу смеси в полость трубы;
  • применяемая бетонная смесь по своим характеристикам должна не менее чем на 10% превышать заданные характеристики по проекту, бе­тонная смесь должна подаваться в воронку с высоты не более 1 м.

По достижении бетоном прочности 2…2,5 МПа верхний слабый слой бетона, непрерывно соприкасающийся с водой, во время производства работ удаляют.

При методе ВПТ применяют бетон класса не ниже В25, бетонную смесь, укладываемую с вибрацией, подвижностью 6… 10 см и укладывае­мую без вибрации подвижностью 16… 20 см. Приготовляют смесь на гра­вии или смеси гравия с 20… 30% щебня, обязательно вводя пластифици­рующие добавки.

Метод восходящего раствора (ВР) бывает безнапорным и напор­ным. Бетонирование методом ВР с заливкой наброски из крупного камня цементно-песчаным раствором следует применять при укладке под водой бетона на глубинах до 20 м для получения прочности бетона, соответст­вующей прочности бутовой кладки; то же, из щебня на тех же глубинах для возведения конструкций из бетона класса до В25 и при глубинах бе­тонирования от 20 до 50 м и при усилении конструкций рекомендуется применять заливку щебеночного заполнителя цементным раствором без песка.

При безнапорном способе (рис. 2.16) в бетонируемой блоке устанав­ливают шахты с решетчатыми стенками, внутрь шахт вставляют трубы диаметром 37… 100 мм, собранные из звеньев длиной до 1 м с водонепро­ницаемыми легкоразъемными соединениями. Полость блока заполняют щебнем, гравием, каменной наброской крупностью 150…400 мм и сверху через трубу подают цементный раствор состава от 1:1 до 1:2. Шахты не­обходимы для опускания и подъема труб по всей высоте бетонируемо­го блока. Растекание раствора осуществляется за счет давления его столба в шахте. Поднимаясь, цементный раствор должен свободно рас­текаться, заполняя все пустоты в каменной наброске. Поэтому для приготовления раствора применяют мелкие пески крупностью зерен не более 2,5 мм и с содержанием не менее 50% частиц не более 0,6 мм. Подвижность раствора должна быть 12… 15 см. Радиус действия каж­дой трубы 2…3 м. Заглублять трубы в укладываемый раствор необходимо на глубину не менее 0,8 м. По мере повышения уровня укладывае­мого раствора трубы поднимают, демонтируя их верхние звенья. Уровень раствора доводят на 100… 200 мм выше проектной отметки.

При этом способе расход цемента в два раза больше, чем при способе вертикально перемещающейся трубы.

Осуществляют и напорное бетонирование, когда заливочные трубы устанавливают без шахт непосредственно в слой крупного заполнителя и через него нагнетают (инъецируют) под давлением цементный раствор (тесто). Напор раствора в трубе создают с помощью растворонасоса. Пе­сок принимают крупностью до 2,5 мм. Радиус действия труб не больше 3 м при заливке каменного и 2 м — щебеночного заполнителя. Метод ВР применяют при укладке бетонной смеси на глубине до 20 м.

В обоих случаях труба должна быть утоплена в раствор не менее чем на 0,8 м, верхний слой раствора высотой 10…20 см, соприкасавшийся с водой и находящийся выше проектной отметки, срезают.

Рис. 2.16. Метод восходящего раствора:

— труба; —шахта; — опалубка(шпунтовое ограждение); —каменно-щебеночная отсыпка; — раствор; — ограждение рабочего настила по контуру ; 7 — настил; — лебедка ; —вода; — шланг, подающий раствор; — растворонасос

При методе укладки бункерами бетонную смесь опускают под воду на основание (или ранее уложенный слой) бетонируемого элемента в рас­крывающихся ящиках, бадьях или грейферах и разгружают через раскры­тое отверстие. Закрытые сверху бункера имеют уплотнение по контуру закрывания, которое препятствует вытеканию цементного теста и прони­канию воды внутрь бункера. Бетонную смесь выпускают при минималь­ном отрыве дна бункера от поверхности уложенного бетона, исключая тем самым возможность свободного сбрасывания бетонной смеси через толщу воды. Метод технологически прост, не требует устройства под­мостей и допускает укладку бетонной смеси на неровное основание с большими углублениями и возвышениями. Однако бетонная кладка ха­рактеризуется слоистостью. Метод применяют при глубине до 20 м и если класс укладываемого бетона не выше В20.

Втрамбовывание бетонной смеси начинают с создания бе­тонного островка в одном из углов бетонируемой конструкции при пода­че смеси по трубе или в бадьях с открывающимся дном. Островок должен возвышаться над поверхностью воды не менее чем на 30 см. Для втрамбо­вывания применяют бетонную смесь подвижностью 5…7 см. Подводный откос островка, с которого начинают втрамбовывание, должен образовы­вать под водой угол 35—45° к горизонтали. Новые порции бетонной сме­си втрамбовывают в островок равномерно с интенсивностью, не нару­шающей процесс твердения уложенного бетона, и не ближе 20…30 см от кромки воды. Этим приемом обеспечивается защита от соприкосновения с водой новых порций бетонной смеси.

Метод применяют при глубине воды до 1,5 м для конструкций боль­ших площадей при классе бетона до В25.

Что нужно знать об армировании перекрытия

Здания со сложной архитектурой имеют в плане нестандартную форму, далёкую от квадрата. Заводские пустотные плиты перекрытия в этих условиях заменяют на монолитные конструкции. Монолитные перекрытия хорошо связывают в систему остальные несущие элементы здания, передают нагрузку стенам и фундаменту.

Армированием называется принцип совместного использования двух материалов для укрепления прочности. Общая работа монолитного бетона и металла позволяет устраивать прочные конструкции сложной формы, большого размера.

Преимущества армирования плиты перекрытия

Армирование повышает способность конструктивного элемента воспринимать нагрузки, выдерживая деформации больше расчётных значений. Суммарная нагрузка на квадратный метр перекрытия частного дома, учитывая временную и постоянную, составляет 400-450 кг.

Перекрытие работает на излом. При этом верхняя часть плиты перекрытия сжата, а нижняя, наоборот, растянута. Бетон легко переносит сжимающие деформации, нагрузку на растяжение принимает металлическая арматура.

Важно!

Без армирующего каркаса в нижней части плиты происходит разрушение конструкции.

Технология заливки армированных монолитных плит не требует использования строительных машин при монтаже, перевозке. Все работы производятся на месте строительства, подходят для самостоятельного выполнения.

В частном доме с длиной пролёта до 6 м и опиранием плиты на стены по контуру рекомендованным считается размер ячейки сетки 20 х 20 см. Диаметр сечения нижней сетки принимают 12 мм, верхней сетки –10 мм.

Армирование конструкций

Делается такая работа достаточно просто, потому что инструкция монтажа каркаса из металла для всех изделий приблизительно одинакова.

Единственное, что перед тем, как начать обзор технологий, стоит ознакомиться с тем, где конкретно актуально применять сборку каркаса из стальных прутьев.

Что обязательно армировать: Изделия, которые не всегда нужно армировать:
· Лестничные марши.
· Кирпичную кладку капитальных зданий.

· Бетонные полы, которые имеют толщину более 10 см. и устроены на сыпучем грунте.

· Фундаменты.

· Монолитные стены и перекрытия.

· Цементно-песчаные стяжки. Особенно те, которые устраиваются на бетонных плитах и других прочных основаниях.
· Кладку малых сооружений. Это, например, могут быть сараи, уличные туалеты и т.п.

Как видите, сфера применения технологии вполне понятная. Приступим к работе.

Начнем с усиления стен.

Армирование кладки

Усиление горизонта блоков или кирпича делается для того чтобы во время усадки здания стены получили минимальную деформацию (см.также статью «Армирование железобетонных конструкций: на что обратить внимание»).

Обратите внимание на то, что усадка возможна не только в первые годы после возведения дома, но и во все последующие. Рядом ведь может строиться многоэтажное здание или, например, метро, а это сильная вибрация по земле.

Особенно важно выполнять армирование кладки из керамзитобетонных блоков, из пеноблоков и других подобных изделий, которые имеют не очень прочную структуру.

Усиление тут делается очень просто:

  1. Отрезаются прутья арматуры (или куски специальной кладочной сетки), размер которых должен быть немного больше длины стены.

Усиления кладки с помощью специальной сетки

  1. Через каждые несколько рядов камня, на плоскость блоков укладывается по горизонтали один ряд прутьев. При этом края металла нужно согнуть, чтобы они как бы зашли на соседние, перпендикулярные стены.

Совет: если соседние стены уже возведены, то обязательно «пристыкуйтесь» арматурой к ним. Для этого выполняется такая работа, как алмазное бурение отверстий в бетоне с помощью обыкновенного перфоратора. Вот в проделанные отверстия и нужно будет вставить края прутьев.

  1. Сверху уложенного металла мастерком наносится слой цементно-песчаного раствора, а затем уже выкладывается следующий ряд камня.

Такая вот несложная технология. Теперь поговорим об усилении полов внутри помещений.

Армирование полов

Армирование подстилающих слоев и набетонок выполняется, прежде всего, для того, чтобы нагрузка распределялась по всей горизонтальной площади как можно равномернее.

Каркас из стали внутри бетонного пола

Кроме того полы и перекрытия как никакие другие конструкции должны обладать хорошей степенью прочности на сжатие и растяжение. А добиться этого свойства без закладки арматурного каркаса – невозможно.

Армирование бетонного пола по грунту делается примерно так:

  1. Слой грунта трамбуется и сверху него насыпается песок, который тоже нужно тщательно утрамбовать.

Приспособление для трамбовки грунта

  1. На это черновое основание укладывается плотная пленка.

Совет: не применяйте дешевый материал – его цена, конечно, привлекательная, но ведь и качество соответствующее. Пленка с низкой стоимостью очень быстро прорвется.

  1. Сверху пленки собирается своеобразная сетка из арматуры. Размер ячеек должен быть примерно 50 на 50 см. Прутья соединяются между собой с помощью обычной стальной проволоки.
  2. Заливается бетонная смесь. При этом цементная масса должна закрыть металл так, чтобы прутьев не было видно.

Усиление пола готово.

Важно! Если вы забыли проделать в структуре пола отверстия под коммуникации, а бетон уже застыл – отчаиваться не стоит. Просто воспользуйтесь такой услугой, как резка железобетона алмазными кругами.

Теперь пару слов об устройстве каркаса пола на больших площадях на открытом воздухе.

Армирование различных площадок на улице

Армирование бетонной площадки обычного типа выполняется по стандартной схеме – трамбовочный слой, гидроизоляция, сетка из прутьев и сверху нее уже заливается смесь (читайте также статью «Водонепроницаемый бетон W6 – классификация и применение»).

А вот армирование асфальтобетона осуществляется с применением другого материала.

Вместо стали используется специальная геосетка, которая может быть сделана из, например, таких материалов:

  • из стекловолокна;
  • из полиэстера;
  • из базальтовых волокон и т.п.

Так выглядит геосетка

Особенность данной сетки в том, что ее легко укладывать за счет малого веса и гибкости – она просто раскатывается по рабочей плоскости. Геосетка эффективно предохраняет слой асфальта от появления трещин потому, что при растяжении не лопается, а просто напросто растягивается (как резинка).

И последний наглядный пример.

Каркас для нестандартных конструкций

Поскольку лестничные марши подвергаются значительным нагрузкам, как на сжатие, так и на растяжение, то армировать их нужно обязательно!

Схема армирования лестницы

Самое простое армирование бетонной лестницы и ее заливка выполняются в такой последовательности:

  1. По диагонали устраивается опалубка из листа фанеры, например. Снизу материал подпирается брусом.
  2. На плоскости фанеры монтируется сетка из арматуры по тому же принципу, что и для усиления полов. Только размер ячеек тут нужно делать меньшим.
  3. Устанавливаются бортики из досок «на ребро» — это будет опалубка будущих ступеней.
  4. Внутри каждой ступени собирается каркас из двух параллельных друг другу прутьев, которые должны проходить от одной боковой стороны ступени к другой. Эти прутья с помощью перемычек и стальной проволоки закрепляются к общему каркасу пролета.
  5. Заливается бетон.

Так выглядит металлическое усиление лестницы

Как видите заливка и усиление лестничного пролета – дело тоже несложное.

На этом наш обзор закончен. Подведем итоги.

Что представляет собой армирование монолитной плиты перекрытия

Армирование конструкции проводится установкой внутри стен/бортиков опалубки перекрытия арматурных прутов и сеток перед заполнением формы бетоном. Арматура укладывается прямо на опалубку согласно проекту.

Рекомендуем: Каким должен быть уход за бетоном? Правила ухода после заливки в процессе твердения

Общий принцип армирования плиты:

  • металлические пруты вязальной проволокой увязываются в сетки;
  • формируют каркас по стенам. Перекрытие будет опираться на несущую стену, этот размер называют площадью опирания, определяется толщиной, материалом стены;
  • нижняя сетка приподнимается от плоскости опалубки на 25-30 мм фиксаторами;
  • верхняя сетка располагается относительно уровня бетона, отступая 25-30 мм;
  • в месте примыкания плиты к стенам добавляется опорная арматура.

Опорная арматура нужна для предотвращения растрескивания бетона. Опорную площадь плиты перекрытия принимают согласно проекту, но не менее 80 мм.

Расстояние от края опалубки до сеток отступают для формирования защитного слоя из бетона. Сталь без защитного слоя под воздействием воздуха и влаги подвергается коррозии.

В местах с ослабленным сечением, большим количеством отверстий для прокладки инженерных коммуникаций, каркас усиливают. Для этого закладывают несколько дополнительных прямых прутов длиной 0,4-1,5 м.

Как самостоятельно произвести армирование бетонной плиты перекрытия

Армирование бетона – несложная работа для самостоятельного выполнения. Опираясь на данные проекта, подбирают сечение, длину и необходимое количество арматуры, мягкой вязальной проволоки. Соединение сваркой не применяют. Сварной шов не имеет необходимой пластичности, может быть поврёжден вибрацией при уплотнении бетона.

Фиксаторы для подъёма сетки над опалубкой можно сделать самостоятельно из обрезков арматуры.

Какую арматуру закладывают

Диаметр стержней зависит от принятой расчётной нагрузки, просчитывается во время стадии проектирования здания.
Диаметр арматуры, применяемой в частной индивидуальной застройке, обычно составляет 8-14 мм.

Рифлёное периодическое сечение стальных прутов повышает прочность изделия, хорошо сцепляется с застывающей бетонной смесью.

Обратите внимание

Класс арматуры, предназначенной для строительства зданий и сооружений – АШ.

Расход арматуры

При покупке арматура измеряется в единицах веса – килограммах, тоннах. Подсчитывая расход арматуры, стороны перекрытия делят на шаг сетки и добавляют один стержень. Умножая количество в два раза, получают общее количество прутов разной длины, расположенных по длине, ширине перекрытия.

Рекомендуем: Из каких элементов состоит опалубка для монолитного перекрытия. Как установить и когда снимать стойки и фанеру?

Зная эти величины, легко подсчитывается погонаж арматурных стержней. Умножив общую длину на удельный вес погонного метра прута, получают вес всех элементов. Обычно расход арматуры прописывается проектом строения.

Правила вязки

Для вязки арматурного каркаса применяют отожжёную стальную проволоку в небольших бухтах, ее заранее нарезают отрезками длиной 10 -20 см для более удобной работы, также будет необходим крючок для вязки проволоки.

Как правильно вязать – последовательность действий:

  • отрезок проволоки протягивается под пересечением стержней;
  • концы проволоки загибаются вверх;
  • поворотом крючка в получившейся петле создаётся скрутка в несколько оборотов.

Длину арматурных прутов выбирают по размеру плиты.
Если избежать стыков невозможно, соединение стержней устраивается перехлёстом 40 – 70 см (в зависимости от толщины прута) в шахматном порядке.

Армирование бетонного элемента повышает прочность, жёсткость, долговечность конструкции для монолитного частного дома.

Знаете что-нибудь новое? Поделитесь, пожалуйста, информацией!

Арматурная сетка. Характеристики и примеры использования

Арматурная сетка формируется из металлической проволоки или из арматурных прутьев большего сечения в промышленном производстве. Этим достигается точность размеров шага сетки, что положительно сказывается на общем качестве железобетонной конструкции.

Арматурная сетка широкой применяет в строительной отрасли, как для наружных и фундаментных работ, так и для внутренних интерьерных работ. Уложенная в несколько горизонтальных слоев в фундаменте и соединенная вертикальными перемычками – арматурная сетка становится прекрасным силовым каркасом для железобетонной отливки.

Предлагаем ознакомиться Черешня винка описание сорта

Арматурная сетка, уложенная в один слой на поверхность перекрытия сможет стать основой для стяжки пола или для крепления системы теплых полов с жидким теплоносителем. Кроме того, с использованием арматурной сетки можно формировать и сложные прочные железобетонные конструкции, например, входные лестницы.

Арматурная сетка — фото