Как сделать бетонные ступеньки для крыльца?

Первое на что обращают внимание люди когда заходят к Вам во двор это Ваше крыльцо. Оно практически является лицом Вашего дома, поэтому очень важно сделать его красивым, а главное прочным. Сегодня мы поговорим о бетонных ступеньках. Перед тем как приступить к выполнению работы, советую прочитать эту статью. Здесь мы расскажем об особенностях постройки ступенек для крыльца и этапах этой работы.
Крыльцо построенное из бетона является более устойчивым, прочным и долговечным строением. Ступени сделанные из данного материала не подвергаются коррозии и не гниют, а также не издают посторонних звуков.

Древесина (террасная доска, древесно-композитная доска)

Работа по обшивке крыльца может выполняться даже человеком, не имеющим опыта. Но натуральное дерево очень чувствительно к влаге и плохим погодным условиям, что требует дополнительных затрат по уходу (покрытия воском, морилкой, лаком, антисептиком и т.д.). Да, есть породы, менее прихотливые, например дуб или лиственница, но уход имеет большое значение на срок службы конструкции.

Древесно-композитная доска — альтернатива дереву, но цена материала выше более чем в 2 раза. Тем более укладка такого покрытия предполагает специализированные лаги, крепеж, что удорожает стоимость крыльца. По технологии требуется оставлять зазоры между досками, а значит, бетон будет незащищен и быстро разрушится от влаги. Так же ДПК облицовка имеет очень плохие характеристики на истирание и расцарапывание.

Когда и зачем нужна дефектная ведомость на ремонт бетонного крыльца?

Дефектная ведомость представляет собой документ, содержащий перечень дефектов, выявленных на объекте. Основная цель дефектной ведомости – описать найденные дефекты и обосновать необходимость ремонта. Её используют как на новом объекте (когда сравнивают его состояние с тем, что требуется по технической документации), так и на объектах, уже введенных в эксплуатацию и требующих ремонта.

На основании дефектной ведомости составляется смета, по которой определяется необходимая на ремонт сумма. Законодательство не предусматривает конкретных правил составления ведомости. Это означает, что подобный документ можно оформить на любой вид имущества, подлежащего ремонту, в том числе на крыльцо.

Необходимость составления дефектной ведомости на ремонт бетонного крыльца возникает, когда состояние базовой части входной группы создаёт опасность при эксплуатации или приносит дискомфорт или иные неудобства при пользовании, а также когда крыльцо перестаёт вписываться в эстетический облик здания (например, потрескавшаяся декоративная облицовка ступеней).

Образец заполнения дефектной ведомости вы можете скачать на нашем официальном сайте.

Металл

Металл хоть и служит долго, но коррозию никто не отменял и заботиться о ступенях потребуется также. Кроме того их внешний вид чаще всего непрезентабельный. Сетка или сплошная поверхность с рифлением. Для жилых помещений и прочих, где есть массовая проходимость людей, такой вариант не походит.

Варианты отделки

Бетонные монолитные лестницы можно отделывать различными материалами. Наиболее популярными вариантами считаются:

  • Древесина – традиционное решение, материал визуально разгружает тяжелый бетон, придает интерьеру теплые нотки. Для отделки рационально использовать прочные породы древесины, которые хорошо сопротивляются истираниям (бук, ясень, дуб).
  • Камень – актуальный вариант для облагораживания лестницы, расположенной в помещении в стиле классика. Мраморные ступени украсят бетонное изделие, но нельзя забывать, что они утяжеляют общий вес конструкции. Каменная облицовка относится к категории элитных вариантов отделки, стоит дорого, но смотрится солидно и гармонично.
  • Керамогранит – долговечная отделка, годами сохраняющая первоначальный вид. Ступени из керамогранита и клинкерной керамики должны быть укомплектованы антискользящим покрытием. Облицовка отнимает много времени, для монтажа керамогранита нужна специальная техника, желательно обладать навыками работы с материалом.
  • Мягкие покрытия – ковролин, линолеум, ламинат идеально вписываются в общий дизайн бетонного сооружения. При выборе ковролина отдают предпочтение материалу на каучуковой основе. Линолеум и ламинат фиксируют на проступи при помощи клея. Нужно выбирать негладкие материалы, чтобы избежать эффекта скольжения по ступеням.

Красиво смотрятся сочетания бетона со стеклом или металлом. Производители перил и лестничных ограждений предлагают разнообразный выбор продукции по приемлемой стоимости. Стеклянные фрагменты более хрупкие, но придают бетонному монолиту легкость, прозрачность. Металлические кованые перила с затейливыми художественными элементами эффектно подчеркивают формы и линии лестничного сооружения, украшают холодный бетон.

Облицовка бетонных ступеней деревом (1 видео)

Монолитные лестницы с отделкой и без (64 фото)

Самые лучшие посты

  • Способы как уберечь автомобиль от коррозии
  • Какие бывают и как монтируются сэндвич панели для откосов
  • Напольная плитка для прихожей: пол кухни и коридора, виды и как выбрать, фото какое, половой размеры правильные
  • Как сделать диван своими руками? Чертежи. Фото.
  • Выравнивание пола фанерой: как выровнять лаги старые, бетонная обрешетка и деревянная стяжка с помощью фанеры
  • Пирог теплого пола своими руками
  • Интерьер виллы из оскароносного кинофильма «Назови меня своим именем»
  • 30 способов украсить стены в доме: простые идеи для уютного декора квартиры (38 фото)

Клинкерная плитка

Материал прочный и не самый дешевый. Ориентирован на уличное использование, но ограничен в цветовой гамме. Чаще всего встречается в красно-коричневом цвете, но есть и серый, бежевый, белый и черный.

Технология укладки предполагает тщательную подготовку основания из бетона.

Ступени

В простом понимании лестница является приспособлением со ступенями, соединяющими этажи, уровни, ярусы. Бетонные ступени для лестниц крепятся к опорам, которыми могут служить боковые стены, тетивы, косоуры. Нижняя часть лестницы может упираться в пол, верхняя – в проем на следующий этаж.

Комфортная эксплуатация лестницы зависит от формы, толщины и размеров ступеней. При разработке проектов дизайнеры используют оригинальные решения – врезные ступени, ступеньки «гусиный шаг», асимметричные фрагменты.

Существуют определенные требования по размеру и углу поворота ступеней, которые нужно учитывать:

  • оптимальная длина составляет не менее 80-90 см;
  • стандарт по высоте бетонной проступи – 17-18 см;
  • ширина для комфортного шага (ступня) – 25-30 см;
  • количество ступеней в марше – не более 18-ти;
  • оптимальный угол наклона лестницы — 30-45º;
  • свес должен составлять 20-30 мм.

Лестницы могут иметь различную конфигурацию, высоту, тип монтажа. Изделия из прочного бетона требуют выполнения детальных расчетов на стадии проектирования дома. Раствору нужно давать время на высыхание, поэтому возведение лестниц выполняется в несколько этапов.

Статья по теме: Лестница на тетивах: особенности монтажа конструкции (крепление и установка тетивы)

На видео: основные типы монолитных лестниц и расчет простого марша.

Керамогранит (плитка грес)

Плитка грес иликерамогранит – это прочный материал, предназначенный для укладки в первую очередь на улице ивысокопроходимых местах, поскольку он устойчив к истиранию и прочим физическим воздействиям. Прочен как и клинкер, но имеет большое разнообразие форм, цветов, фактур. При этом цена у материала ниже клинкера.

Для облицовки бетонного крыльца имеются комплекты, которые состоят из специальной плитки для подступенников, проступей с капельниками, уголков, плинтусов. Края плиток для проступи имеют противоскользящие бороздки.

Особенности

К положительным сторонам данной конструкции относятся:

  • Этот материал не огнеопасен;

  • Его легко обшивать любыми материалами;
  • Поддается разным формам.

Бывает три вида бетонных ступеней:

  1. Первый — это уже готовые бетонные ступени. Они обладают самыми простыми формами и параметрами. Чаще всего такие ступени используют при строительстве высотных домов.
  2. Второй вид — монолитные ступени. Этот вариант больше всего пользуется спросом для постройки частных домов. Минусом таких ступеней является длительность изготовления. Монолитные ступени приходится выдерживать несколько, т.к. они долго набирают прочность.
  3. И последний вариант это ступени из бетонных блоков. Они встречается довольно редко. Эти ступени довольно просты в изготовлении, но их срок эксплуатации меньше, чем у предыдущих. При монтаже главное помнить, что основание должно быть твердым.

Бетон

Непопулярное решение оформления крыльца из бетона – отсутствие облицовки. Такая конструкция быстро придет в негодность. Можно увеличить эксплуатационный срок, покрыв крыльцо лаком, но внешний вид будет далек от эстетических канонов. Экономия будет иметь место только на первый взгляд. Спустя пару лет придется вновь возводить крыльцо.

Как отремонтировать бетонные ступеньки к крыльцу своими руками: пошаговая инструкция с фото и видео

Бетонные ступени являются основной частью крыльца и более всего подвержены износу и повреждению: сюда относится отрицательное влияние механических и экологических факторов, поскольку лестница входной группы имеет большую проходную способность и находятся снаружи дома или здания. Воздействие физических и сезонных погодных условий негативно сказывается на сроке службы наружных бетонных лестниц.

Ступени из бетона изнашиваются по причине:

  • механических воздействий от обувной подошвы, частого перемещения тяжёлых предметов и мебели или очистки от наледи в холодное время года;
  • влияния дождевой воды на структуру бетона;
  • температурных перепадов и естественного старения.

Из-за вышеперечисленных факторов поверхность бетонных ступеней подвергается истираемости и постепенному разрушению; образуются трещины, сколы и иные дефекты, которые требуют своевременного текущего ремонта. Если вовремя не принять меры, то пострадает вся конструкция лестничного марша входной группы, что в конечном итоге приведёт к капитальному ремонту, требующему значительно больше денежных затрат, чем при текущем ремонте.

Существует несколько вариантов локального ремонта ступеней бетонного крыльца своими руками. Рассмотрим их далее.

Цементом

Для проведения реставрационных работ бетонного крыльца при помощи цемента следует детально изучить дефекты на поверхности ступеней и подготовить следующие инструменты и материалы для работы:

  • щетку для зачистки;
  • деревянные доски для опалубочного каркаса;
  • саморезы для устройства опалубки;
  • болгарку для надрезания поверхности или другой инструмент для нанесения засечек на гладкой поверхности;
  • мастерок для заполнения цементом сколов, трещин или выбоин;
  • кисть для нанесения грунтовки.

Если производится ремонт рёбер ступеней, необходимо:

  • болгаркой сделать надрезы в местах, граничащих с дефектными;
  • при помощи молотка удалить ненужные остатки бетона;
  • смонтировать опалубку для кромки ступеней, приложив доску к подступёнку так, чтобы ремонтируемый участок зафиксировался;
  • очистить щеткой поверхность проступи от грязи и пыли и покрыть грунтовой смесью при помощи строительной кисти;
  • нанести мастерком готовый цементный раствор в опалубочный каркас;
  • оградить место восстановления ступеней до полного застывания цемента (набора эксплуатационной прочности);
  • удалить опалубку.

Если раскрошившиеся части бетона сохранились, можно «приклеить» их на место выбоины цементным раствором, нанесённым на предварительный грунтовочный слой.

Если производится ремонт проступей, следует:

  • очистить поверхность от загрязнений при помощи щётки и нанести грунтовку для лучшей схватываемости с цементом;
  • установить опалубочные доски или армирующую сетку;
  • залить цементной смесью ремонтируемую проступь;
  • разровнять мастерком площадь поверхности цемента;
  • защитить крыльцо на время застывания раствора от внешнего воздействия;
  • снять опалубочный каркас.

Чтобы отремонтировать поверхностные сколы и трещины, необходимо действовать по вышеописанным методикам:

  • произвести зачистку поверхности от загрязнений;
  • нанести грунтовочный слой;
  • покрыть пораженные участки цементной смесью и выровнять готовую поверхность.

Опалубочный каркас в этом случае устанавливать необязательно.

К основному недостатку данного вида ремонта бетонного крыльца следует отнести хрупкость уголков, восстановленных цементным раствором. С течением времени они будут разрушаться: если не от механических воздействий обувной подошвы, то от дождевой воды, снежных насыпей или льда. Также гладкая поверхность отремонтированной цементом ступени будет вызывать скольжение, что чревато падениями и получением травм.

Плиткой

Для устранения небольших повреждений и придания лестнице эстетически привлекательного вида также подходит облицовочная плитка. Она защищает бетонную поверхность крыльца от отрицательного влияния влаги, мороза, химических и механических повреждений. Помимо этого, отделка ступеней плиткой выгодно подчеркнёт декоративную составляющую здания.

Для облицовки крыльца плиткой своими руками необходимы следующие инструменты:

  • уровень для равномерной укладки;
  • болгарка для обрезания излишков плитки;
  • щётка для очистки поверхности от загрязнений;
  • шпатель для укладки раствора или клеевая кисть.

Порядок проведения работ выглядит следующим образом:

  • сначала при помощи металлической щетки поверхность бетонного крыльца очищается от грязи и пыли;
  • при необходимости производится обрезка облицовочных плиток под размеры ступеней и проступей болгаркой;
  • поверхность крыльца грунтуется; сверху на грунтовочный слой наносится либо растворная цементная смесь, либо специальный плиточный клей с противоморозными добавками;

Следует отметить, что клей подбирается в соответствии с климатическими условиями региона, где будет производиться реставрация крыльца, иначе плитка отвалится вследствие резких температурных перепадов.

  • иногда для более надёжного сцепления с основанием используют армирующую сетку, закрепляя её на дюбеля;
  • если нанесена цементная смесь, то производится её разравнивание шпателем; для качественного нанесения цементного раствора устанавливают опалубочный каркас;
  • облицовочная плитка накладывается поверх ступеней и подступёнков, стыкуясь друг с другом;
  • после завершения монтажных работ место реставрации огораживается от постороннего воздействия хотя бы на несколько часов для лучшей схватываемости.

Недостаток реставрации бетонного крыльца вышеописанным способом заключается в том, что плитка, сделанная из керамики или клинкера, не подходит для улицы. Она очень скользкая на морозе, легко трескается и создаёт опасность при перемещении по ступеням ввиду своей гладкой поверхности.

Приобрести тротуарную плитку для ремонта крыльца из бетона вы можете на официальном сайте компании ЛОБАС.

Накладными ступенями: проступями и подступёнками

На сегодняшний день большой популярностью в качестве защиты бетонного крыльца от воздействия механических повреждений и окружающей среды пользуются железобетонные накладные ступени. Они ограждают бетонную поверхность от атмосферных осадков, температурных перепадов и физических разрушений. Кроме того, проступи и подступёнки улучшают эстетический облик самого здания. Правильно подобранные накладные ступени помогают составить целостную картину о доме и его обитателях.

Основные преимущества накладных ступеней:

  • обладают высокими характеристиками по прочности и износостойкости;
  • не подвергаются горению, способны выдерживать большие температуры длительное время;
  • имеют высокие показатели морозостойкости;
  • не меняют цвет вследствие влияния ультрафиолета и имеют антискользящую фактуру;
  • защищают конструкцию от гниения или химических воздействий;
  • безопасны для экологии;

Облицовка бетонного крыльца накладными ступенями на плиточный клей производится с использованием следующих инструментов:

  • уровень для точной установки элементов;
  • болгарка для подрезки;
  • измерительные приборы (рулетка, линейка);
  • щетка для очистки поверхности от загрязнений;
  • кисть для нанесения клеевого раствора;
  • мастерок, шпатель и зубчатый шпатель для равномерной укладки строительной смеси.

Регламент монтажных работ:

  • для начала производится очистка поверхности бетонного крыльца от пыли и грязи при помощи щётки;
  • болгаркой подрезаются лишние части ступеней под требуемые размеры;
  • на поверхность крыльца наносится монтажный клей (толщина слоя которого принимается в соответствии с инструкцией производителя), далее устанавливается элемент накладной проступи и осаждается легким постукиванием по поверхности.

Клеевой раствор подбирается в соответствии с географическим положением места проведения реставрационных работ крыльца. В холодных регионах он должен содержать необходимые противоморозные добавки, иначе при перепаде температур накладные ступени отвалятся от основания.

Инновационная технология установки накладных ступеней на бетонную, кирпичную лестницу, а также на металлокаркас с применением монтажной пены выглядит следующим образом.

Требуемые инструменты:

  • металлическая щётка для очистки поверхности;
  • болгарка для подрезки;
  • линейные измерители.

Регламент выполнения монтажных работ:

  • поверхность крыльца очищается от пыли и грязи щёткой, смоченной водой;
  • на очищенные участки в соответствии с инструкцией производителя наносится полиуретановый герметик. Он подбирается в соответствии с текущей температурой воздуха;
  • на поверхности с нанесённой монтажной пеной устанавливаются накладные подступёнки и проступи; их тщательно прижимают к несущему каркасу для лучшей схватываемости;
  • доборные угловые элементы ступени монтируются отдельно по такому же принципу.

Описанная выше технология монтажа накладных ступеней выполнена на металлический каркас лестницы, но она также подойдет для осуществления ремонтных работ бетонного крыльца.

Пример видео можно посмотреть ниже.



Технология установки накладных ступеней допускает использовать облицованное крыльцо практически сразу после монтажа ступеней, через 20-30 минут, но для максимального эффекта рекомендуем подождать несколько часов до начала эксплуатации.

Разнообразие бетонных проступей и подступёнков велико: варианты текстур и расцветок помогут остановить выбор на изделии, которое будет подходить не только по качеству, но и по специфике здания, подчеркивая его индивидуальность.

Компания ЛОБАС занимается изготовлением и поставкой накладных проступей и подступёнков с 2005 года. Более 15 вариантов текстур лицевой поверхности ступеней и огромный выбор цветовой палитры: от простого серого, красного, черного до уникального мраморного, гранитного, янтарного. Устойчивый интерес к нашей продукции обусловлен её зарекомендованными технологическими характеристиками: высокой прочностью, стойкостью к химически агрессивным средам, огнестойкостью, экологичностью и недорогой стоимостью.

Изготовим накладные железобетонные ступени под индивидуальные параметры: под ваши размеры, цвет, форму и фактуру. Наши менеджеры готовы помочь вам на любом этапе подбора продукции: от создания чертежей до отгрузки готовых изделий. Звоните по номеру 8-800-333-16-86 или пишите на электронную почту или

Огромное разнообразие продукции никого не оставит равнодушным, а цена на наши товары вас приятно удивит.

Посмотреть варианты накладных ступеней от компании ЛОБАС вы можете на официальном сайте компании.

Другие способы

Помимо вышеперечисленных, существуют другие способы защиты бетонного крыльца от механического и климатического воздействия. Например, при помощи полимерных материалов, препятствующих негативному влиянию влаги, солнца и температуры на бетон, а также защищающих его от истираемости и механических повреждений.

Древесно-полимерный композит

Древесно-полимерный композит ДПК представляет собой материал, выполненный либо из натурального компонента (древесная стружка), либо на основе полимера.

Для осуществления защиты бетонного крыльца своими руками, используя ДПК-материал, понадобится:

  • болгарка для обрезания лишней кромки;
  • металлокаркас для крепления ДПК-панелей;
  • шуруповёрт для соединения саморезами ДПК-плит;
  • щётка для очистки поверхности ступеней крыльца.

Порядок проведения работ:

  • Прежде чем приступить к обшивке бетонного крыльца ДПК-панелями, необходимо очистить ступени от загрязнений и пыли;
  • Далее необходимо на саморезы установить мателлокаркас. Он послужит своеобразным «скелетом» для облицовочных древесно-полимерных плит. Между бетонными ступенями и панелями проходит воздушный зазор, поддерживающий равномерную циркуляцию воздуха;
  • Заключительный этап предполагает устройство ДПК-панелей на металлический каркас с помощью саморезов или шурупов.

К основным недостаткам ДПК-материала следует отнести:

  • однообразие фактуры и цветовой палитры;
  • сложность в монтаже и дополнительный затраты на комплектующие;
  • высокуюстоимость монтажных работ.

Процесс реставрации бетонного крыльца при помощи ДПК выглядит так.

Резиновые покрытия

Резиновые покрытия используются для защиты элементов входных групп от негативного влияния окружающей среды, а также физических повреждений. К материалам резинового покрытия относят каучук, термопласт, абразив и т.д. Они могут быть бесшовными (рулонными), сыпучими или в виде плиток.

Рассмотрим принцип монтажа покрытия на примере материала в виде прорезиненной крошки. Бесшовный защитный ковер получается после переработки автомобильных шин, смешиваясь со связующим веществом на основе полиуретана и красящим пигментом.

Перед началом работ необходимо приготовить следующие инструменты:

  • шлифовальную машинку для выравнивания поверхности;
  • кисть для нанесения грунтового слоя;
  • щетку для очистки поверхности от мусора;
  • специальный клеящий раствор для «связывания» крошки;
  • мастерок для выравнивания уложенной смеси;

Процесс ремонта бетонного крыльца при помощи резинового покрытия происходит так:

  • Зачищаем неровности шлифовальной машинкой;
  • Сметаем щёткой накопившуюся грязь и обезжириваем поверхность крыльца растворителем;
  • Наносим слой грунтовки для лучшей фиксации «коврика» из крошек;
  • Смешиваем выбранную клеевую основу с прорезиненной крошкой и выкладываем полученную смесь на ступени;
  • Выравниваем мастерком стяжку и оставляем высыхать. Спустя 12 часов покрытие готов к использованию.

Основные недостатки резинового покрытия крыльца:

  • это трудноочищаемый материал, на котором в течение всего времени будут скапливаться грязь и пыль. Производить специализированные очистительные мероприятия довольно хлопотно; по этой же причине цвет материала со временем выцветает, становится блёклым;
  • слишком высокий ценник резинового покрытия; для изделия, чей срок службы не превышает 10 лет, стоимость считается завышенной.

Крошка на бетонном крыльце выглядит так следующим образом.

С3 покрытие

Самый молодой вариант облицовки бетонного крыльца, но при этом, самый надежный. Стоимость монолитных накладок не превышает цен на приведенные материалы, но при этом эксплуатационные показатели С3-лестниц намного выше. Смонтировав единожды С3-облицовку, заказчик получает очень долговечную, нескользкую лестницу.

Для особо экономных клиентов немаловажным будет и то, что отделать можно не только залитое и выверенное до миллиметра бетонное основание, но и старое, имеющее нарушения геометрии. Это достигается за счет специальной системы армирования стержнями и аустенитной стали. Сама работа по укладке значительно проще, поскольку каждая накладка имеет небольшой вес, легко режется под нужный размер, а каждый угол уже выверен и проверен на производстве.

За чей счёт должна производиться реставрация/восстановление бетонного крыльца?

Когда принимается решение о восстановлении крыльца, в первую очередь поднимается денежный вопрос. Ведь для того чтобы произвести реставрацию, следует разобраться в финансовых затратах и выяснить некоторые нюансы: кто будет оплачивать ремонт – владельцы дома или государство? В какую сумму встанет восстановление крыльца? Какой материал следует использовать в качестве защитного? Об этом расскажем далее.

Частного дома

Чтобы отреставрировать крыльцо в частном доме, не требуется брать разрешение на производство строительных работ, поскольку сам дом и прикрепленный к нему земельный участок является личной собственностью хозяев. В том случае, если дом сдаётся и у арендаторов возникло желание самостоятельно осуществить ремонт бетонного крыльца в счёт оплаты ренты, то им необходимо договориться с законным владельцем любым желаемым для обеих сторон способом, подкрепив договорённость юридически.

Офисного здания

Чтобы отремонтировать бетонное крыльцо в офисном здании, следует установить характер ремонта. Он бывает двух видов: текущий и капитальный. Как правило, текущий ремонт входит в обязанности арендатора, а капитальный – арендодателя. Первый вид направлен на сохранение параметров устойчивости конструкции, а второй предназначен для замены изношенных ступеней и подступёнков. Несмотря на это, договором аренды допускаются иные правила проведения ремонтных и реставрационных работ.

Чтобы точно определить тип ремонта бетонного крыльца в офисном здании, необходимо обратиться к Градостроительному кодексу.

Подъезда

Ремонтные работы, направленные на реставрацию или восстановление старого бетонного крыльца, проводятся управляющей компанией дома или ТСЖ за счёт предусмотренных ежемесячных выплат от жильцов. Процедура выполняется в том случае, если объём работы заключается в решении простых задач, направленных на поддержание устойчивости крыльца.

В случае, когда рассматриваемый элемент входной группы нуждается в замене несущего каркаса или основания, финансирование производится из фонда содействия реформирования ЖКХ. Для этого требуется составить коллективное обращение и подать заявку на рассмотрение данного вопроса.

Основные моменты

Ступени на крыльце всегда под нагрузкой, как минимум все жильцы дома ими пользуются. Кто-то прыгает через три ступени в любую погоду, кто-то поднимается очень аккуратно, придерживаясь за перила, кто-то сбегает не глядя под ноги. Поэтому выбирая материал для облицовки ступеней, будем планировать не только внешние факторы, которые придумал дизайнер или архитектор.

Итак — безопасность

Лестницы сами по себе травмоопасны, поэтому они должны быть не самыми гладкими, хорошо если шершавыми или рифлеными. Гладкие ступени на лестнице приходится закрывать специальными ковриками, что влечет дополнительные расходы, трату времени и сложности в уходе.

Но и сильное рифление будет требовать много сил при уборке, т.к. в глубоких бороздках застревает много мусора, пыли и грязи. Выковыривать их — удовольствие слабенькое.

Следующим пунктом будет скругленная кромка. Именно она смягчит момент падения, если такой произойдет.

Внешние факторы

Даже самый большой навес не защитит ступени от снега, дождя, солнца, перепадов температуры, грязи, пыли т.д. Поэтому будем выбирать покрытие, которое служит долго, хорошо выглядит и не требует частого ремонта.

Механические воздействия

Сразу вспоминается женская обувь на шпильках, люди большого веса, очистка наледи зимой.

Дизайн

Крыльцу досталось промежуточное положение между домом и улицей. Оно должно соответствовать ландшафту и интерьеру, быть лицом всего домовладения. Это сложная задача, поэтому архитекторы в один голос рекомендуют прикинуть материал — как хорошо он будет сочетаться по цвету, фактуре и всем требованиям, что мы описали выше.

Уход и ремонт

Бетонным ступеням не нужен особый уход, единственное, перед укладкой отделочного покрытия бетон необходимо обработать антисептическим средством для предотвращения появления плесени и грибка. Необходимость проведения ремонтных работ преимущественно вызвана трещинами, сколами на краю. Для их устранения не нужно прилагать особые усилия – в сколе делают несколько отверстий, вкручивают несколько саморезов. Разрушенный участок ограничивают опалубкой, заливают раствором с добавлением цемента высокой марки, хорошо утрамбовывают. После высыхания неровности затирают, шлифуют.

В случае, если бетонное основание начало разрушаться – по всей площади необходимо сделать стяжку.

Вернуться к оглавлению

Как сделать опалубку – порядок действий от А до Я

Каркас опалубочной конструкции изготавливается из древесины либо из металла. Обычно используют дерево, особенно в случаях, когда лестница характеризуется ломаной структурой. Сборка опалубки начинается с создания ее бортов. Они могут иметь некоторый наклон или же повторять форму ступеней. Формируемый каркас обязан быть максимально прочным, ведь ему предстоит противостоять достаточно серьезным нагрузкам со стороны бетонной смеси, которую вы будете заливать в опалубку.

Опалубка для бетонной лестницы

Не допускается наличия щелей между отдельными элементами такой конструкции. Все ее части нужно качественно закрепить универсальными саморезами либо иными метизами. Дополнительно рекомендуется установить металлические уголки в торцах опалубки, а передний ее участок зафиксировать (временно) колышками из прочной древесины. Заднюю часть борта прикрепляют прямо к стенке дома. Следующий шаг – армирование основы под лестничные ступени. Эту операцию производят с помощью 1–1,2-сантиметровых по сечению арматурных прутков. Друг с другом их следует скреплять вязальной проволокой. Еще проще создать единый армированный слой посредством сварки прутьев. В этом случае укрепление основы получится по-настоящему качественным.

Затем нужно вырезать поперечины, которые образуют перепады для бетонных ступенек. Устанавливаются такие поперечные детали по-разному. Это следует обязательно принимать во внимание. В случаях, когда боковые участки возводимой лестницы будут иметь сплошную структуру, поперечины крепят на саморезы и угольники. Если же строится конструкция с изгибающимися боковинами, рассматриваемые элементы насаживаются на специальные пазы. После полной сборки каркаса необходимо его расклинить, а затем (для исключения риска выдавливания частей опалубки бетоном) упереть. Здесь все просто. Вам потребуется соединить верхние участки боковин поперечинами (используйте деревянные планки) и зафиксировать снаружи все сооружения при помощи колец-штырей и скошенных упоров.

Опалубка

Нижняя кромка опалубки будет находиться примерно на 30 см ниже уровня грунта, поэтому на такую же величину вся конструкция должна быть выше крыльца. Она представляет собой фанерные щиты, полностью повторяющие контуры крыльца с соблюдением их размеров. Они соединяются деревянными элементами, имитирующими подступенки. Опалубка фиксируется металлическими или деревянными кольями, вбиваемыми на глубину порядка 20 см с шагом 40–50 см.

Изготовленную опалубку необходимо прочно закрепить

Чтобы опалубка легче снималась, ее внутреннюю поверхность можно смазать машинным маслом или дизельным топливом.

Бетонирование

Для приготовления бетона применяются следующие пропорции цемента, щебня и песка: 1:2:2. Заливка начинается с нижней ступеньки и продолжается после застывания раствора в ней. Затем вся бетонная конструкция накрывается полиэтиленовой пленкой на 7 дней. По истечении трех недель можно снимать опалубку и приступать к отделочным работам.

Заливка бетоном является финишной стадией изготовления крыльца

Преимущества и недостатки

Бетонные сооружения имеют ряд достоинств. Выделяют следующие преимущества:

  • высокая прочность зависимо от марки цемента;
  • стойкость к внешним влияниям химическим средствам, ультрафиолету, механическим воздействиям;
  • универсальность применения;
  • влагоустойчивость;
  • длительный срок эксплуатации;
  • совместимость с другими материалами.

Одним из минусов – необходимость отделки лестницы.
Наряду с обширным списком достоинств, стоит обратить внимание и на недостатки:

  • процесс монтажа довольно тяжелый;
  • бетон зачастую впитывает влагу, что может привести к развитию грибка;
  • необходимость дополнительной внешней отделки – сам по себе материал выглядит не эстетично;
  • края склонны к разрыхлению, со временем они разрушаются и откалываются.

Вернуться к оглавлению

Крыльцо из монолитного бетона – популярный вариант обустройства входа. Такая основа не гниет, не подвергается коррозии, отличается прочностью и продолжительным эксплуатационным периодом, возможностью отделки различными стройматериалами. Залить его легко, если правильно подготовлена опалубка для крыльца из бетона. Каким образом и из каких материалов ее делают, зависит от параметров и форм ступенек.

Материалы для изготовления опалубки для крыльца

Если не понимаете, как сделать опалубку для лестницы крыльца, проконсультируйтесь у специалистов, что для этого необходимо. Однозначно, конструкция будет съемной, а вот какие материалы для этого потребуются, разберемся вместе.

Доски

Толщина пиломатериала должна составлять два – три сантиметра. Будет лучше, если своей шириной доски будут не ниже высоты ступеньки. Оптимальный вариант – не менее пятнадцати сантиметров.

Фанера

Такой материал опалубки для крыльца из бетона, подготовленной своими руками, считается простым вариантом, хотя в монтаже могут возникнуть определенные сложности. Фанерные листы должны быть влагостойкими, толщина каждого – не менее десяти – двенадцати миллиметров. Кстати, если материала, устойчивого к воздействию влаги не найдется, можно воспользоваться обычной многослойной фанерой.

Вариант из фанерного материала считается более надежным в отношении полностью закрытых плоскостей, растворная масса через которые протекать не будет. Только внутренние поверхности фанеры следует обработать, используя техническое масло.

Другие материалы

Для заливки крыльца с полукруглыми ступенями под опалубку используют листовые прочные материалы, имеющие возможность сгибаться по криволинейным направлениям. Это могут быть стальные листы толщиной в 1 мм, тонкая фанера, прочный пластиковый материал.

Фанеру используют редко, потому что ее приходится смачивать, чтобы выгнуть в нужное положение. Процесс отнимает массу времени, так что чаще всего применяют листы оцинкованного металла.

Устанавливаем опалубку

Продолжаем разбираться, как подготовить опалубку для крыльца со ступенями своими руками. Когда нет достаточного опыта в подобных работах, возможно допущение ряда ошибок. Чтобы избежать этого, начинаем готовить все, что понадобится для обустройств опалубки для крыльца со ступеньками.

Основным стройматериалом для бетонирования основания, считается раствор М200. Его приобретают в готовом состоянии или замешивают самостоятельно из определенных компонентов:

  • цементного материала М500;
  • песка речного;
  • щебеночного камня средних фракций;
  • чистой воды.

Кроме того, придется приобрести:

  • арматурные прутья диаметром 0.8 – 1 см, которые понадобятся для каркаса;
  • проволока для фиксации арматуры;
  • заготовки из древесины, необходимые для сборки опалубочной рамы;
  • доски или фанерные листы, которыми выполняется обшивка опалубки;
  • гвозди или саморезы;
  • отходы строительных материалов для наполнения объема – кирпичный бой, камни;
  • рубероидный или полиэтиленовый материал для устройства гидроизоляционного слоя.

Набор инструментов минимален. Как правило, он имеется практически в каждом доме:

  • болгарка с кругом для резки металла;
  • ножовка по дереву;
  • уровень;
  • лопаты совковые и штыковые; рулетка;
  • молоток;
  • мастерок.

Определившись с количеством необходимых материалов и приготовив инструменты, можно перейти к выполнению работ.

Сначала проводим подготовительные работы:

  • выполняем демонтаж старой площадки;
  • очищаем место от мусора;
  • замеряем расстояние от нижнего края дверной коробки до поверхности земли;
  • рассчитываем промежутки между ступеньками;
  • уточняем размер входа, учитывая параметры проемного участка для двери по ее ширине.

Прежде, как выставить опалубку для крыльца, выполняют расчетные операции бетонного основания, ссылаясь на определенные рекомендации:

  • ширина площадки выполняется на двадцать – тридцать сантиметров шире по отношению к дверной конструкции;
  • интервал от начала основы крыльца до дверного порога должен быть в пределах одного – полутора метров.

Решая, как сделать опалубку для крыльца со ступеньками, следует:

  • определить, как будет выглядеть крыльцо;
  • подобрать вариант лестницы для входа.

Конструктивно все может исполняться разными вариантами, предусматривающими:

  • перила для облегчения подъема;
  • остекление в частичном или полном исполнении;
  • открытые с каждой стороны доступы;
  • декорирование коваными элементами.

Возможно устройство крыльца без перильных ограждений или с установкой запирающейся решетки.

По конфигурации входная лестница может иметь различные формы:

  • прямоугольные;
  • круглые;
  • квадратные.

Выбрав размеры и определившись с конструкцией, перед началом работ необходимо определиться с потребностью в материалах.

Начинаем сооружать фундамент под будущее крыльцо, для чего:

  • размечаем контур конструкции;
  • готовим траншею глубиной 0.4 – 0.5 м;
  • приямок заполняем подушкой из песка и щебня, тщательно трамбуем каждый слой;
  • укладываем полиэтилен для гидроизоляции.
  • в приямок заливается бетонная смесь;
  • в стене дома устраиваются каналы под арматурные стержни;
  • расстояние между прутьями должно быть не менее десяти сантиметров;
  • забиваются вертикальные прутья, чтобы часть их возвышалась над поверхностью сантиметров на двадцать;
  • готовится раствор из песка, цемента и гравия из расчета 3 к 1 к 3;
  • смесь выливается в приямок и трамбуется;
  • спланированное основание не должно подвергаться воздействиям механического характера до окончательного высыхания.

Приступаем к сборке опалубочной конструкции. Чтобы подготовить каркас, потребуются доски, листы фанеры и металла. Работа подразумевает следующие действия:

  • заготовки опалубки нарезаются по размерам;
  • на щитах наносится разметка ступенек лестницы, по которой выполняется прирезка;
  • чтобы увеличить жесткость, боковые щиты фиксируются перемычками;
  • опалубка выставляется и крепится к грунту прутками, чтобы не сместилась;
  • устраняются все зазоры и неплотности;
  • внутренняя поверхность опалубочных щитов обрабатывается мастичным составом, что позволит в последующем выполнить распалубку без особых проблем.

Продолжаем разбираться, как сделать опалубку для крыльца со ступеньками.

Устройство армирующего каркаса повысит надежность бетонного монолита, продлив его эксплуатационный период. При изготовлении ступенек рекомендуется соблюдать определенную последовательность в действиях:

  • арматурные прутья нарезаются на куски, длина которых соответствует входной площадке;
  • связка металлических заготовок выполняется проволокой;
  • для уменьшения объема на место будущего крыльца закладывают строительный бой;
  • готовится бетонная смесь;
  • заливка выполняется постепенно, с нижнего уровня;
  • бетонный раствор трамбуется с помощью глубинного вибратора, чтобы устранить воздушные пузырьки;
  • поверхность разравнивается, проверяется уровнем на отсутствие уклонов;
  • опалубочная конструкция должна быть неподвижной на протяжении полутора – двух недель;
  • периодически поверхность бетона необходимо увлажнять, укрывать полиэтиленом;
  • распалубка проводится после того, как бетон окончательно наберет прочность.

Данной операцией черновые работы завершаются, можно начинать чистовую отделку.

Нюансы выполнения работ

Для приготовления бетонной смеси рекомендуется использовать бетономешалку. Кроме того, понадобится вибратор, чтобы уплотнять раствор.

При выставлении опалубки для заливки крыльца следует соблюдать следующие советы:

  • глубина заливаемого бетоном основания должна быть равной уровню размещения фундаментной подошвы;
  • лестницы должны удачно восприниматься с общим экстерьером объекта, надежно крепиться к стенам;
  • каркас из арматурных прутьев должен отличаться прочностью, охватывать полную площадь бетонирования, располагаться на определенном расстоянии от поверхности;
  • марка бетонного раствора должна в полной мере обеспечивать требуемую прочность конструкции в условиях предстоящей эксплуатации.

Рекомендуемые формы лестниц

В большинстве случаев в загородных домах устанавливают маршевые лестничные конструкции, но порой более удачным вариантом оказываются модели винтовые.

Быстрей всего выполняется монтаж монолитной конструкции, состоящей из нескольких ступенек. Формы лестницы зависят от высоты крыльца и архитектурных особенностей проекта. Винтовые бетонные лестницы отличаются определенными особенностями, по которым одна сторона ступеней направляется к центру оси. Есть варианты, когда у такой линии ступеньки сходятся. Особенности геометрии таковы, что в изготовлении шаблонная опалубка не используется. Для каждой ступени опалубочный элемент готовится отдельно, по соответствующим размерам и формам.

Под устройство боковых панелей применяют листы ламинированной фанеры, толщина которых не менее двух сантиметров. Донная часть закрепляется с помощью прочного основания из металлического материала.

Сложности способны представлять опалубочные конструкции под винтовые лестничные марши. Сооружения многомаршевые облегчают проведение работ тем, что каждая ступенька изготавливается по одному параметру. В данной опалубке имеются вертикальные стенки, которые нужны для заливки подступенков.

При строительстве многомаршевой конструкции потребуется применять промежуточные короба, с использованием которых заливаются поворотные участки.

Под заливку одномаршевой конструкции придется подготовить нужное количество опалубочных ячеек под каждую ступеньку.

Устраивая опалубку под бетонную лестничную конструкцию следует создать качественные упоры у основания, которые будут расположены с интервалом в пятьдесят сантиметров. Так исключится вероятность зависания опалубочной ячейки на последнем уровне.

Заключение

Еще раз следует напомнить о важности ответственности в соблюдении технологических особенностей в процессе подготовительных и монтажных мероприятий. Придерживаясь рекомендательных советов, все работы можно выполняются собственными силами. Это даст возможность экономить финансовые средства и освоить нюансы выполнения всех мероприятий. Важный фактор успеха – использование качественных материалов, грамотное проведение расчетов, соблюдение всех рабочих этапов.

При решении задач по обустройству крыльца необходимо предусмотреть варианты его оформления отделочными материалами.

Крыльцо из бетона Задумал по осени сделать небольшое крыльцо из бетона размерами 2300×1280 , высотой 900 . Ступени планирую размером : 150Х300 . Почему крыльцо из бетона ? Так как долговечно , вообщем практично . И у меня лежит на участке щебень с песком , цемента немного осталось от предыдущих работ . Иначе на следующий год пропадет цемент , а щебень порастёт травой . Работать думаю в гордом одиночестве , так как нанимать кого -либо сейчас нет возможности , понимаешь ли кризис хорошо так ощутился . И нет еще опыта по бетонному крыльцу . Нет четкого представления по армированию ступенек . Разговаривал с одним местным строителем , тот сказал , что непосредственно ступеньки он не армирует и случаев раскола у него не было . Да и крыльцо думаю делать полностью из бетона , несмотря на перерасход . На данный момент высиживал за городом 3 дня и сделал следующее : выбрал грунт на 40 см вглубь до глины по всему периметру крыльца , и выставил опалубку . То есть крыльцо предполагаю делать мелкозаглубленным и независимым от основного фундамента . Начал вязать арматуру и пока остановился . Честно говоря хотелось бы услышать чье-либо мнение насчет армирования , использования арматурной сетки . Хотя знаю , что многие без последствий вообще арматуру не используют , особенно если ступеньки небольшие .